Власть духовная и светская: взаимодействие в социокультурном пространстве

В 2017 г. отмечается 500–летие Реформации, которая глубоко повлияла на весь ход мировой истории.
Евангелическо-лютеранская община Св. Георга,
Региональный центр немецкой культуры «Надежда» (“Hoffnung“),
Совет христианских конфессий, г. Самара,
при поддержке
Администрации Губернатора Самарской области,
Министерства культуры Самарской области,
Немецкого культурного центра им. Гёте, г. Москва
приглашают
на торжественное открытие международной научно-практической конференции
«ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» (1-2 апреля 2017 г.)
Конференция открывает ряд мероприятий в Самаре, посвященных юбилею Реформации. 

Справочно:
500 лет прошло с того момента, когда августинский монах Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых выступил с критикой злоупотреблений Церкви –продажи индульгенций. Началась Реформация.     Мы все наследники этой эпохи, потому что Реформация затронула не только центральные богословские темы, но и совершила переворот в сознании людей. В первую очередь это касается восприятия Бога через откровение об Иисусе Христе как Сына Божьего.
Евангелие передается в руки человека, который должен сам воспринять и познать волю Бога в отношении лично него. Формируется новое отношение Священному Писанию, окружающему миру, человеку.
Понятие внутренней свободы человека приобретает ясные очертания, благодаря опыту веры в оправдывающую Божью милость и ответу на нее делами любви к ближним. Возникает новое направление в христианстве – протестантизм.
   В результате Реформации развиваются представления о политическом равенстве через провозглашение духовного равенства, возникает новая этика — этика протестантизма, отличавшейся простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности, запрет на задержку заработной платы, запрет на издевательство и господство начальства над подчиненными, честное отношение к клиентам и партнерам через стремление к высокому качеству товаров и услуг, ограничение рабочего дня и рабочей недели. Трудовая этика имеет библейские корни. Понимание профессиональной деятельности человека, как добросовестное исполнение своих обязанностей. Труд воспринимается как один из видов служения Богу.
Происходит переосмысление концепции социального и политического участия. Человек понимается  как автономный индивид со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека. В результате Реформации происходит развитие языка, новых направлений в музыке и изобразительном искусстве.
В Россию идеи Реформации проникли очень рано. По тем или иным причинам люди, исповедавшие «новую веру» селились в нашей стране и не скрывали своих убеждений. И нужно сказать, что в целом отношение к ним было благожелательным в первую очередь по той причине, что лютеране приносили с собой новые знания и ремесла, а их религиозная идентичность была осмысленной и рационально понятной. Внешняя скромность и умеренность выражали внутреннюю дисциплину, которая основывалась не столько на предписаниях церкви, сколько на личном свободном побуждении к ответственной жизни перед Богом и людьми.
Евангелическо-лютеранская Церковь России объявила 2017 г. годом 500-летия Реформации.
Для участия в этой конференции прибывает делегация из Штутгарта во главе с епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви земли Вюртемберг Франка Отфрида Юли.
Конференция завершится 2 апреля концертом в кирхе в 18.00. Вход свободный. В программе органная и инструментальная музыка, хор.

Темирбулатова О.В., пропст

95 тезисов Мартина Лютера

ДИСПУТ О ПРОЯСНЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ

Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

  1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
  2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
  3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
  4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.
  5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
  6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
  7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.
  8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.
  9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.
  10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.
  11. Продолжить чтение 95 тезисов Мартина Лютера

Культурно-историческое значение Реформации

500 лет назад – в эпоху позднего средневековья, в германоязычном пространстве происходили изменения, которые глубоко повлияли на весь ход мировой истории.

Позднее Средневековье  — это время Ренессанса, время великих людей, как например, художник и ученый Леонардо да Винчи или историк и политический философ Никколо Макиавелли. Рядом с такими современниками обновленчество Мартина Лютера находилось в тесной взаимосвязи с различными формами благочестия, богословия и культуры позднего Средневековья.

Реформация – это международное событие, открытое всему миру, которое способствовало развитию нового мышления, рождению новой этики, экономическим преобразованиям,  политическим и культурным изменениям:

  • развитие идеи свободы совести человека;
  • развитие представлений о политическом равенстве через провозглашение духовного равенства;
  • переосмысление концепции социального и политического участия. Понимание человека какавтономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека;
  • понимание профессиональной деятельности человека, как добросовестное исполнение своих обязанностей. Труд воспринимается как один из видов служения Богу.
  • возникновение новой этики — этики протестантизма,отличавшейся простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности, запрет на задержку заработной платы, запрет на издевательство и господство начальства над подчиненными, честное отношение к клиентам и партнерам через стремление к высокому качеству товаров и услуг, ограничение рабочего дня и рабочей недели. Трудовая этика имеет библейские корни;
  • смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические: стремление к экономии, отказ от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало развитию производства и торговли;
  • развитие капитализма благодаря идее независимости светского государства от церкви;
  • развитие языка, новых направлений в музыке и изобразительном искусстве:
  • возникновение нового направления в христианстве – протестантизм;
  • кардинальные изменения в системе образования. Необходимость самостоятельного чтения и изучения Библии привело к распространению грамотности. Образование становится доступным и необходимым.