Проповедь по Ев. Лк 15, 1-10

265_21 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.  2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Эти две маленькие истории очень трогательные, ибо рассказывают о радости на небесах. О радостном смехе ангелов и счастливом празднике с Богом. В прошлое воскресенье текст проповеди сравнивал Царствие Божие со свадебным пиром. Таким образом, на Небесах не так уж и скучно и безрадостно, как нам пытаются представить. Небеса радуются.

Иисус постоянно был вынужден дискутировать  о том, где и как проходит граница между хорошим и плохим, между  добром и злом. И подвергался также критике, что общается с недостойными людьми.  И посреди этого спора Иисус приоткрывает им краешек неизвестного и неизведанного. И оттуда доносится смех ангелов, поскольку на небе радость.

Смех и радость на небесах? Не совсем вписывается это наши представления о Небесах. Для нас более привычная картина, когда Бога представляют карающим, который не приемлет нашей радости и Ему более приятно, если мы страдаем.

Для современников Иисуса было странно, что Иисус, который, кажется, так близок к Богу, общается с недостойными, более того смеется в их обществе, радуется, ест и пьет с ними.

Но именно таковых Бог причисляет к Своим чадам. И пред Ним не утратили они своего человеческого достоинства. И им тоже нужна любовь. И именно потому, что они такие грешные, им особенно нужна любовь Бога. Она нужна всем, но им особенно, потому что не получилось у них вести порядочную жизнь. Не получилось соблюсти верность супругу, не удалось стать примером для детей, оказались на наклонной плоскости и покатились вниз.

Нам хорошо знакомо, как порой нужно нам доброе слово, когда мы вспылили, когда мы сказали или сделали нечто, что не должны были никогда произносить или ни за что не делать. В такие моменты нам нужны не упреки, а слова утешения и любви. Иисус дает все это тем, кто в этом остро нуждается. И когда люди это принимают, то наступает праздник на небесах. Никакая жизнь не должна остаться без любви и без радости.

В предыдущей главе Иисус говорит о трудностях следования за Ним. Быть на стороне Бога. Для этого надо быть готовым взять на себя крест, крест, когда ты находишься на пути к нему. На этом пути будет много страхов и много боли. Не зря говорит Иисус: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Поскольку Он знает насколько тяжело и трудно жить. Иисус дает всем им почувствовать Его близость и Его любовь. Иисус сострадает все притесняемым, всем страждущим, всем, у кого отнята радость жизни. Иисус пребывает рядом с нами во всем, что пугает нас, настораживает и причиняет боль.

Иисус освобождает людей от страха и уныния. Страх порождение греха. Грех – вот истинный убийца радости. Совершая что-то греховное, мы хотим радости, но в результате получаем мучения и угрызения совести. Иисус освобождает нас от плена греха, в который попадает человек с первой минуты жизни и в котором он живет всю свою жизнь.

Грех в принципе не может иметь множественного числа, т.к. грех это не отдельные наши поступки или ошибки, которые мы совершаем вольно или невольно. Грех это то, что мы не любим Бога. В соответствии с первой заповедью, человек должен больше всего любить Бога. Всем сердцем, всем своим разумением, всей крепостью. Человек не в состоянии так любить Бога. И милость Бога он тоже не в состоянии заслужить или как-то заработать. Таким образом, попадает человек в сети греха и не может от них освободиться, не в состоянии освободиться от него самостоятельно.

«Бог является Богом радости, иначе  Он не поставил бы солнце перед дверью Своего дома». (Франциск Ассизский)

«Тот, кто не только не знает, но и не верит, что Бог является Богом радости, мира, утешения, спасения, жизни и всего самого хорошего, тот не знает Бога» (Мартин Лютер)

Эти цитаты удивляют. Бог в нашем представлении, как правило. Какой-то цербер, который собирает наши прегрешения, все контролирует, как бухгалтер, который учитывает все ошибки. Бога часто представляем строгим судьей, который немилосердно карает. Таким образом, нам кажется, что Богу нужны жертвы, лишения, дисциплина и строгость.

Такая жизнь с Богом представляется нам весьма безрадостной и печальной, наполненной бесплодными усилиями и нищетой. Не удивительно, что многие не хотят принять Бога. Более того, они не хотят иметь с Ним ничего общего. Но при этом люди лишают себя радости, поскольку не понимают, сколько радости приготовлено Богом для нас. Ибо Бог и есть радость.

Есть другая сторона отношений с Богом – это осознание своей полной ничтожности и никчемности, т.к. у них ложное представление о Боге. Самооценка у таких людей занижена в силу того, что они постоянно сравнивают себя с другими. Но только Бог знает истинную ценность каждого человека, потому что Он создал каждого из нас. Он любит каждого из нас таким, какой он есть со всеми его особенностями, слабостями и несовершенством. Именно поэтому мы можем принимать себя такими, какие мы есть на самом деле. Именно потому, что мы любимы Богом. И Бог ждет нас.

Это как повзрослевшими детьми. Которые вовремя не пришли домой. Сначала раздражение, перерастающее в гнев, когда так поздно, а любимое дитя не пришло домой. Потом гнев сменяется страхом, а не случилось ли чего. И великое облегчение, когда очень поздно, но, тем не менее, открывается дверь и бесценное чадо стоит перед тобой цело невредимо. И тогда радость гораздо больше всех упреков. Также и Господь, который ждет, когда же все чада придут домой? И когда все дома, то радость значительно больше всяческих упреков, милость выше всякого гнева.

В этих историях о нахождении овцы ли или драхмы, речь идет также и о рисках. О риске Бога и о наших рисках. Бог отваживается на многое и гораздо больше рискует. Бог не принуждает нас, а оставляет нам свободу строить жизнь и без Него. Он вполне допускает, что в нас звучат эти голоса искушений: да ничего страшного, всего один раз. И Он позволяет нам достаточно свободно обходиться нашей жизнью, с нашими страстями, с нашими талантами и способностями. И риск Бога как раз и заключается в 99 к 1. Останутся  ли те 99, не разбегутся ли они, пока Он ищет эту единственную потерянную овцу? И хочет ли тот, кого ищут, быть найденным? А эти 99 возьмут и разбегутся и останутся только единицы.

Тут есть и наш риск, когда мы быстренько заворачиваем за угол и показываем Богу спину. Не говорим более с Ним, не прославляем Его и мало места оставляем Ему в нашей душе.

Или начинаем упрекать Бога. И тогда не известно нам, отправится ли Бог на поиски нас, прежде чем мы поскользнемся или упадем. Самое страшное заключается в том, что на пути от Бога очень трудно остановиться, как та овца, которая откололась от стада и которая несется без оглядки, не задумываясь о том, чем это все закончится. Так многие люди забыли Бога и более того, они забыли, что забыли Бога.

Внешне может все быть без изменений. Может быть, такой человек даже и ходит в Церковь, но внутренне очень далек от веры. Грех это, когда нет места в нашей жизни Богу. Бог позволяет нам жить и не верить, позволяет нам бежать от Него. Мы можем бежать от Бога, но именно в этом беге надо суметь задуматься о том, а что будет  со мной? Что будет с моей жизнью?

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что Бог не теряет нас из виду. Его любящий взгляд провожает нас. «Так благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей». Поэтому и послал Господь Бог Сына Своего Иисуса Христа. Иисус говорил притчами, чтобы мы знали и понимали, что Он идет за нами, нас искать. Он хочет взять нас на плечи любви и благости со всеми нашими тяготами и нести нас. Он хочет и для нас быть добрым пастырем, который радуется, если мы позволяем Ему поднять нас.

Однажды Бог уже поднял нас на свои плечи. Тогда когда Он умер и воскрес. Он взял на Свои плечи величайшую проблему мира и понес, а вместе с ней и нас.

Теперь Иисус хочет нас найти и вернуть в отчий дом. В этом и заключается наша надежда, что Бог не оставляет потерянных. И в конце самом ангелы засмеются. Радуйтесь со Мной! Говорит нам Иисус. Радуйтесь, что Бог ищет и находит. И радуется, когда Его дети возвращаются. Радуйтесь, что у Бога нет списанных. Сегодня Бог заново приглашает нас на Свой праздник.

На небесах наступает радость тогда, когда все вновь приходит в порядок. Когда мы вновь обрели Бога, нашли к Нему дорогу, а не блуждаем и ходим по кругу. И тогда Бог радуется как пастух, у которого все овцы вместе. Аминь.

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь

Пропст Ольга Темирбулатова