Проповедь по Мф 25,1-13

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь
Чтение текста: 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». 9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». 12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Дорогая община!
Десять девушек отправились на свадьбу. Это подруги невесты, которые должны встретить жениха. Жених в соответствии с традицией того времени и местности, вместе со своими друзьями прощается с холостой жизнью. Он должен забрать свою невесту и отвести в свой дом, но друзья его всячески должны удерживать, уговаривая еще побыть с ними. И иногда эти посиделки затягиваются до полуночи. Становится темно. Когда, наконец, жених приходит за невестой, которая сидит и ждет его и не знает, когда он за ней придет,  становится уже совсем темно. Жениха и невесту сопровождает процессия девушек, которые освещают им путь своими светильниками, до дома жениха, где и состоится сама свадьба.
Все десять приглашены на свадьбу. Все они в радостном ожидании того, кто сейчас придет. Но время позднее, и они все заснули, поскольку жених все не шел. В полночь они слышат: «Идет!»
Все просыпаются, вскакивают.
Но у части из них нет масла, а без масла они не могут идти дальше. И вот на первый план выходят запасливые, которых называют в нашем тексте мудрыми, которые вовсе не хотят делиться с другими маслом для светильников.
Для христианского мышления достаточно странная история. Ведь Иисус все время говорит о том, что надо помогать ближнему своему. А тут что получается? Отдается предпочтение тем, которые даже и не подумали делиться, которые не сочли нужным помочь другим. Разве это по-христиански?
Нет, это не по-христиански! Церковь и Сам Иисус Христос постоянно подчеркивают, что надо делиться. Поэтому даже те, кто против Церкви, тем не менее, ценят в ней эту самую любовь к ближнему, готовность поделиться и готовность помочь. Почему тут вступают вдруг в силу совсем другие правила?
Делиться с другими — это правильно и хорошо, но оказывается, не всегда возможно.  Рассмотрим это на примере двух школьников: девочку и мальчика. Они оба одаренные дети, но как часто бывает девочка более прилежная, чем мальчик. Она ежедневно учит уроки, а он лучше побегает с друзьями или посидит за компьютером. Уроки он учит, но только тогда, когда чувствует, что его должны спросить. Часто он учит уроки утром до занятий, на скорую руку читает текст. И вот четвертная контрольная! Мальчик совсем забыл о ней, а девочка подготовилась к ней. Кроме того, она учила ежедневно уроки и для нее контрольная не представляла большого труда. И, поскольку, мальчик учил уроки не каждый день, то многие вещи в контрольной были для него особенно трудными. И что он делает? Он пытается найти помощи у девочки, но она так низко склоняется над тетрадью, что не списать. Тогда он начинает просить ее дать списать, но она неумолима. Ни уговоры, ни дерганья за косички — ничто не может смягчить ее сердца. А как было бы хорошо, если девочка знала бы одну половину того, что они прошли, а мальчик — вторую часть. А как дополнили бы они друг друга!
Иисус говорит, что бывают опоздания. Мальчик не мог более наверстать упущенное, а девочка позаботилась заранее, и у нее все получилось. Бывают упущенные возможности.
Если бы мальчик помолился Богу и попросил Его, чтобы Он вложил в его голову необходимые для выполнения контрольной знания, то это вряд ли получилось. Его бы Бог разочаровал, потому что Бог не является подсказчиком для нерадивых учеников!
Но и даже тогда, когда мы не виноваты в произошедшем, Бог не является тем, кто все заглаживает и делает все прежним. Этого хотели бы мы очень. Этого желал и Иисус Христос в Гефсиманском саду. Но Его желание не исполнилось, и Он умер на кресте. Но именно через смерть Иисуса Христа, мы знаем, что у Бога есть иные возможности, о которых мы не подозреваем и которые мы не можем себе предположить. Это воскресение Иисуса Христа.
Мы веруем в то, что Бог явился нам в Иисусе Христе. Он является нам также и в притчах, которые рассказывал Иисус Христос. Мы знаем, что мы можем прийти к Богу, мы можем обратиться к Нему в молитве. И не только тогда, когда речь идет о невыученном уроке. Но всему свое время.
Представьте себе, вы страшно голодны. Но вы не идете в магазин, а приходите к газетному киоску и говорите, что хотите кушать. Киоскерша может нам отдать все свои газеты, но вы не будете от этого сыты. Поэтому важно знать, куда и с какой просьбой следует обращаться.
Иисус рассказал эту историю об умных и глупых девах и этой историей Бог приоткрыл нам завесу тайны, которая заключается в простом:
Если Я тебя не интересую, то наши отношения замирают и постепенно умирают. Они тихо гаснут и отпадают.
Ведь связь, отношения — это не выключатель, который можно включать и выключать.  Это как цветком. Он замечательно цветет, но он будет недолго радовать меня, если я его не буду поливать. Он засохнет и ничего уже не поможет, даже, если я вылью на него ведро воды по прошествии нескольких недель. Растению требуется уход. Регулярный уход.
Также и отношения. Отношения с Богом надо поддерживать, ухаживать за ними. Это ежедневная молитва. Это ежедневное чтение библии. Это общение с братьями и сестрами по вере. Это помощь нуждающимся и обездоленным, помощь ближнему. Это участие в богослужениях. И самое главное – это участие в Святом Причастии. Всё это – встречи с Богом, общение с Ним, а, значит, наши источники энергии. Источники света нашей с вами жизни.
Иисус пытался весьма наглядным образом передать сущность Бога. Он это делал в Своих встречах с людьми, пытался донести до людей на примере историй и притч, которые собраны в библейских текстах. И это Он делал последовательно и однозначно до Своей смерти на кресте. Благовестие Иисуса Христа – это наш запас энергии, запас того самого масла, который мы всегда можем иметь с собой.
Дорогая община!
Иисус в этой притче не говорит нам, что вы не сможете войти, потому что…
Нет, Он предостерегает нас: эти девы не были впущены, но тебе, каждому из вас я рассказываю эту историю. И ты можешь еще принять решение. Ты еще можешь сделать себе запас масла для твоего светильника. Всякий слышащий эту историю, помни, что ты можешь исправить ситуацию и пополнить свой светильник. Еще не поздно!
Иисус говорит: пополни свой религиозный, духовный запас энергии.
А в другом месте Он говорит: Если ты относишься к тем, кто хоть что-то обо Мне понял, и им от этого стало светло, то пригласи и других. Лучше всего это сделать таким образом: Покажи всей своей жизнью, что у тебя есть источник жизненных сил. Пусть тебя об этом спросят, и ты тогда расскажешь, что это за источник. Это и подразумевал Иисус, когда Он сказал, что вы есть свет миру. Свет всегда виден другим людям. Конечно же, свет сам по себе не горит, он требует источник энергии. И эту энергию мы получаем от Него. И да поможет нам Бог, что бы этот обмен состоялся ради спасения многих. Аминь.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь
Пропст Темирбулатова О.В.