Органная музыка в церкви: интервью с Анной Карповой

— Когда и как появился орган в кирхе?

Орган не случайно у многих ассоциируется с церковью. Этот величественный инструмент выступает одним из символов западной христианской церкви, и его звучание является неотъемлемой составляющее как католического, так и протестантского богослужения. Поэтому желание и стремление установить в кирхе орган появилось сразу после возрождения Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга в Самаре. Не находилось возможности, так как покупка нового органа требует колоссальных средств. Шли поиски разных вариантов, и в итоге в 2003 году от Гейдельгофской гимназии г. Штутгарта кирха получила удивительный подарок – орган фирмы Walker. Демонтировать, транспортировать и установить его в Самаре стало возможно благодаря финансовой помощи партнеров общины в городе Штутгарте. Торжественное открытие произошло в июне 2003 года на праздник Святой Троицы.  С тех пор орган каждое воскресенье неизменно звучит на богослужении.

— Известно, что каждый орган неповторим. А в чем особенность именно этого инструмента?

Хотя орган в кирхе не был изначально предназначен для данного помещения, но он естественно вписался в интерьер церкви. И по своим звуковым возможностям он (не отлично, но) очень хорошо соотносится с акустическими особенностями зала. По сравнению с филармоническим органом этот инструмент небольшой, в нем только 17 регистров, 2 мануала (ручные клавиатуры) и педальная клавиатура. По диспозиции (или темброво-регистровому составу) он приближается к необарочному типу. Если сказать проще, то его темброво-динамическая палитра более всего подходит для исполнения музыки немецкого барокко. И осмелюсь заметить, что сочинения Д. Букстехуде, Н. Брунса, В. Любека, И. Пахельбеля и даже И.С. Баха на этом органе звучат подчас ярче, эффектнее, убедительнее, исторически достовернее, чем в филармонии ­– именно из-за ориентации на звуковой идеал той эпохи. Это вовсе не значит, что другую органную музыку на нем играть не стоит. Он замечательно подходит также для исполнения музыки немецких романтиков, для сочинений большинства современных композиторов. Но сочинения французской органной школы, и особенно эпохи романтизма будут звучать (выглядеть) на нем бледновато…

— Как можно стать органистом и каким образом именно Вы пришли в свою профессию?

Сейчас в некоторых городах России играть на органе учат даже в музыкальной школе, не говоря уже об училищах и консерваториях. Я закончила Нижегородскую консерваторию. И, честно говоря, до консерватории об органе не задумывалась. И вдруг на первом курсе мне очень захотелось играть на этом инструменте. На втором курсе меня приняли в класс органа. Поскольку в Нижегородской консерватории нет специальной кафедры органа, как, например, в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, то у выпускников-органистов этот инструмент идет как вторая специальность. Я тоже по первой специальности музыковед (кл. проф. Т.Н. Левой), по второй органист (кл. доц. Т.Р. Бочковой). Со времен консерватории совмещаю оба этих направления и с трудом могу представить их разделение. Органисткой в кирхе стала с момента установки в ней органа, уже 10 лет.

— Что входит в обязанности церковного органиста и обучают ли этому искусству специально?

В нашей стране нет, а в Западной Европе существуют Высшие школы церковной музыки, где обучают по специальности «церковный музыкант», которая включает в себя целый комплекс умений: и органист, и дирижер, и хормейстер. Кроме того, в «светских» Высших школах музыки тоже различают квалификации церковного и концертирующего органиста. Церковный органист сопровождает общинное пение, поэтому он должен уметь «на ходу» гармонизовать мелодию хорала, сымпровизировать прелюдию, предваряющую этот хорал, владеть органным репертуаром разных жанров, стилей, эпох и уровней сложности и, конечно, знать литургику и разбираться в теологических вопросах. Если оглянуться назад и вспомнить, как формировалась органная традиция, например, в Германии, то оказывается, что появление многих жанров напрямую связано с обязанностями органиста: сопровождать пение общиной хоралов с предварительным прелюдированием – отсюда целый спектр хоральных обработок от кратких «интонаций» до развёрнутых хоральных фантазий; музыкально обрамлять богослужение – эта «задача» стимулировала развитие свободных жанров токкаты, прелюдии… Сейчас трудно представить, что шедевры Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И.С. Баха предназначались для церковных нужд, то есть по сути выполняли прикладную функцию.

— Какая  музыка звучит в лютеранской церкви?

Лютеранское богослужение, пожалуй, одно из самых музыкальных. Этим оно обязано М. Лютеру, ставившему музыку на второе место после слова Священного Писания. Во-первых, здесь вся община поет хоралы, что принципиально отличается от православной и католической традиции. Во-вторых, в кирхе есть хор, следовательно, звучит разнообразная хоровая музыка с сопровождением и a`capella. В-третьих, могут исполняться камерно-инструментальные и оркестровые сочинения. В-четвертых, конечно, орган, о котором немало уже было сказано. Допускается большая свобода в выборе репертуара и многое зависит от пристрастий хормейстера и органиста. В частности, я играю преимущественно барочную и романтическую музыку: И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Дж. Фрескобальди, И. Фробергер, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, И. Брамс. Включаю и сочинения композиторов XX века. Как правило, это не очень развернутые композиции, где можно справиться без ассистента. Главное, чтобы исполняемая музыка по характеру и образному строю соответствовала теме богослужения.

— Иногда   можно  увидеть афиши о концертах, проводимых в кирхе — здесь  проходят выступления камерных ансамблей, вокально-хоровых коллективов. Расскажите поподробнее об органных концертах.

В кирхе действительно проходит немало концертов, и традиция проводить концерты в лютеранской церкви идет еще со времен Д. Букстехуде. Концерты органные или с участием органа очень разнообразны. Конечно, это обязательные Рождественский и Пасхальный концерты, которые проводит кирха своими силами. Также мы стараемся дать возможность начинающим органистам приобретать опыт концертного исполнительства, и в разное время в кирхе играли студенты Московской консерватории и Гнесинского института, Нижегородской и Саратовской консерватории. К сожалению, уже давно, но проходил концерт класса Т.М. Поберезкиной, где выступали ученики Самарского музыкального училища. У нас выступали и исполнители «состоявшиеся», имеющие авторитет в органном мире: Алексей Шевченко и Андрей Коломийцев (преподаватели, соответственно, Московской консерватории и Санкт-Петербургского университета); и музыканты мирового уровня – кантор и органист Главной церкви г. Штутгарта Кай Йохансен, профессор Высшей школы музыки Штутгарта органист и композитор Юрген Эссль. На этих концертах я всегда выступаю в роли ведущей и ассистента. Сама очень люблю играть камерную музыку и у меня есть два бессменных солиста – самарская исполнительница, флейтистка Анна Лазанчина и скрипачка Светлана Зверева, солистка Нижегородской филармонии и преподаватель Нижегородской консерватории.

Из последних концертов упомяну органную программу «Рождественские эскизы», которую мы сыграли вместе с Татьяной Рябовой, интересной и талантливой исполнительницей, много концертирующей в России и за рубежом. Другой концерт, где орган выступал только в качестве аккомпанирующего инструмента, проводила Хоровая школа-десятилетка, организованная при Самарском оперном театре, в рамках своего двадцатилетнего юбилея. Удивительно, что дети очень профессионально исполняли духовные сочинения Г. Шютца, К. Сен-Санса, прозвучало знаковое для школы произведение «Stabat Mater» Л. Боккерини с участием именитых солистов –  Михаила Губского и Марины Коцко.

Конечно, особого внимания заслуживает цикл концертов, посвященных 10-летию освящения органа Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга, который продемонстрировал все основные направления «концертной жизни» нашего органа. Первый концерт был подготовлен силами самарских музыкантов, тех, кто непосредственно «общается» с данным инструментом, это студенты Самарской государственной академии культуры и искусств Елена Стекольникова, Елена Кротова,  Евгения Вилкова, вторая органистка, мой бессменный ассистент Валерия Иванова. Здесь я впервые выступила не только в качестве исполнителя, но и как педагог, поскольку с этого года начала вести открывшийся в академии класс органа. Третий концерт был камерно-вокальный, где орган играл роль неотъемлемого, но помощника и оставался в тени солистов, скрипки и голоса. Это талантливые музыканты, с которыми мы сотрудничаем на протяжении уже нескольких лет – солистка Нижегородской филармонии Светлана Зверева и солистка Самарского академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Юлия Маркова. В программу концерта вошли произведения итальянских композиторов эпохи барокко: Т. Альбинони, А. Корелли, А. Вивальди. Второй концерт, безусловно, занял центральное положение. И не только потому, что приехал замечательный музыкант, один из наиболее востребованных отечественных исполнителей, доцент Московской консерватории Алексей Шевченко. Прозвучало одно из самых загадочных в органной музыке и знаковое для лютеранской традиции сочинение – «Органная месса» И.С. Баха. Многие исследователи сравнивают творение Баха с Катехизисом Мартина Лютера, называют его музыкально-теологическим трактатом, переводом на язык музыки. Символично, что Месса Баха была впервые исполнена в Самаре в Кирхе, так как она была написана в 1739 году к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и была исполнена в церкви Св. Фомы на праздник Святой Троицы.

— Для кого проводятся эти концерты?

Кирха открыта для самой широкой аудитории, вне зависимости от вероисповедания. Хотя, к сожалению, очень мало среди слушателей прихожан кирхи, поскольку органные концерты – это тоже часть церковной жизни. И мне хотелось бы видеть ее тем островком музыкальной жизни Самары, где будет звучать прекрасная музыка разных стилей и жанров в столь же прекрасном профессиональном исполнении.