Человек и мир (TV1, 4.04.2015)

Свобода. Различия в светском и религиозном восприятии. Границы свободы.

4 апреля 2015 года традиционно перед Пасхой в эфир вышла программа «Человек и миръ», ведущим которой является Олег Моргунов.

Темой этого эфира стала тема свободы. Трудно себе представить тему более христианскую и столь тесно связанную с Евангелическо-лютеранской Церковью. Опыт, лежащий в основе христианства – это опыт свободы, освобождения.

 Ведущий начал с того, что свобода, красивое слово, которое на первый взгляд не требует дополнительной расшифровки. Свобода она и есть свобода – отсутствие препятствий, запретов, ограничений. Формальная цель и парадигма практически любого современного общественного устройства. Кого ни спроси – капиталиста, коммуниста, религиозного экстремиста – к чему ты стремишься? И он ответит – к свободе. Вот только понимание свободы у всех у них разное.

Об этой разнице и вели разговор Талип Хазрат Яруллин — руководитель духовного управления мусульман Самарской области, Ольга Васильевна Темирбулатова — пропст Самарского пропства, Моше Эстрин — главный раввин Самары и Самарской области, Сергей Александрович Лишаев — доктор философских наук, профессор кафедры философии Самарской гуманитарной академии и архимандрит Георгий Шестун, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой православной педагогики Самарской православной духовной семинарии.

Ведущий предложил начать разговор с коренного различия восприятия свободы людьми светскими и людьми верующими.

Сергей Александрович Лишаев: С точки зрения философии, свобода, она одна и та же, подразумевает способность к самодействию и понимается как некая чистая возможность. Различие в понимании различными конфессиями кроется в вопросе, к чему эта свобода, для чего она. Согласно представлениям Николая Бердяева существует начальная иррациональная свобода (так называемая непредопределенность), данная человеку Богом. Она может быть реализована по отношению к добру или ко злу, образуя тем самым рациональную свободу. Но существует и третья высшая свобода, реализованная человеком исключительно в благодати. Человек творит добро или нечто хорошее, потому что истинно любит Бога, при этом нет расхождений между тем, что должно, и тем, что хочет человек. Но увы, это редкий случай.

Муфтий Талип Хазрат говорил о тонких различиях между свободой и вседозволенностью. У верующего человека нет абсолютной свободы, но есть свобода выбора — если человек выбрал праведный путь, то он получает довольство от Всевышнего, а если — неверный, то наказание. И именно за свой выбор человек будет отвечать в Судный день.

Ведущий: Тогда получается, что человек верующий более свободен, чем человек неверующий?

Ольга Васильевна высказала свое мнение, что только в Боге человек может быть свободным. Но надо сказать, что не существует какой-то специфически христианской свободы. Человек обладает универсальной свободой с момента сотворения, и она должна быть во всей полноте реализована в Царстве Божием. Обладание свободой выбора делает человека человеком. Когда Ева обратила свой взор на яблоко с дерева познания добра и зла, она использовала данную ей и Адаму свободу. Бог дал им свободу выбора, но предупредил, что есть и ответственность, т.е. если они будут есть плоды с этого дерева, то они умрут. И первые люди реализовали эту свободу и познали, что свобода предполагает и ответственность за свои поступки.

Как заметил раввин Моше, человек – существо отчасти материальное, а отчасти духовное. И насколько он реализует себя в духовности, настолько он свободен. Максимум духовности – это связь с Творцом, он абсолютен, но эта связь не может быть абсолютной, поскольку человек не является Богом, он все-таки материален. Связь с Богом определяет долю свободы для человека, вера тут является мостиком.

Ольга Темирбулатова дополнила, процитировав слова апостола Павла: «Господь есть Дух, а где Дух, там свобода».

Архимандрит Георгий Шестун  разделял свободу на «Свобода от чего?» и «Свобода для чего?»

От чего свободен человек? От власти греха и смерти – об этом говорят все религии мира. Взяв от дерева познания добра и зла плод человек должен был умирать вечно, т.к. Бог сотворил его для вечности. И Бог изгоняет человека из рая, тем самым освобождая его от вечной смерти.

И тут парадокс. Смерть побеждается смертью. Если мы с Христом, то обретаем вечную жизнь. На всех нас печать первородного греха. По сути нет безгрешных людей, и они нуждаются в  спасении и соответственно в Христе. Не хочешь жить с Богом — не живи.

Ведущий: Если говорить про государство, то на смену атеистичному государству пришло государство светское. Это противопоставление явно выявляет момент свободы, где в атеистическом государстве видится в религии много запретов.

Еще Архимандрит Георгий отметил, что светское государство пришло на смену атеистическому. Светское государство позволяет объяснять, что правильно и что неправильно. И человек должен делать выбор сам. Смерть или жизнь – вот свобода выбора. Ходить в церковь или нет – человек тоже свободен в этом выборе. Можешь ходить в церковь и жить духовно, а можешь этого не делать. Поститься или нет – тоже свобода выбора.

Талип Хазрат дополнил, что свобода верующего человека ограничивается стрежнем веры. Верующий человек будет делать, что ему предписано, а неверующий – думать о запретах. И верующий сдерживает себя, т.к. ничто не скрыть от Бога.

Пропст Ольга Темирбулатова заметила в продолжение, что Бог не заставляет любить  Его насильно, Он никого не принуждает. Но нельзя ограничивать пространство обитания Бога стенами церкви, т.к. Бог  не только в ее стенах. Он вездесущ и всемогущ. Апостол Павел пишет о том, что и в жизни и в смерти мы всегда в руках Господа.

Далее ее возражения были сделаны на основании  мыслей изложенных в книге д-ра А. Тихомирова и архиепископа Д. Брауэра «…Истинно свободны будете». «На самом деле различие  «свободы от» и «свободы для» во многом является искусственным. Свобода – это целостное состояние. Свободу нельзя делить на правильную и неправильную, плохую и хорошую. Свобода как таковая – это воля Бога о нас. Все религии мира говорят, что человек должен быть свободен от власти, греха и смерти. Человек не ограничен в свободе, но имеет выбор между жизнью и смертью. Человек выбрал смерть, поэтому он смертен. Но есть такой парадокс, что смерть побеждается смертью, когда человек умирает, он становится бессмертным, он обращен к жизни вечной. Есть выбор жизни, а есть выбор смерти».

Александр Сергеевич Лишаев ответил на вопрос, что такое свобода? Даже вопрос состоял в том, что мы можем с ней сделать? Она сама по себе тяжесть, груз, можно сказать крест. Тут следует вести речь скорее не о иррациональной и рациональной свободе, о свободе и воле и о свободе воли. Слово «свобода» происходит от слова «слобода», что есть жизнь в сообществе. Если я делаю, что хочу, возникает самодурство. А жизнь в сообществе требует добровольного ограничения воли. Это означает договоренности или моральные принципы или религиозные устои. Часто свобода понимается как воля и за нее выдается изначальная возможность чего-либо.

Архимандрит Шестун поддержал профессора Лишаева: Почему мы живем вместе? Потому что понятия добра и зла  есть нечеловеческие установки, а Божественное откровение – заповеди. Ветхий Завет  — это завет закона жизни по-человечески, дающей возможность обожения человека. Прежде чем стать святым, стань человеком. Почему не может человек зайти в церковь? Бог не пускает. Не хочешь поститься – не постись. Но пойми, что за этот кусок мяса тебя ведь можно и купить.

Ольга Темирбулатова позволила не согласится, что свобода — крест. Не возлагает Бог на нас крест, а освобождает от рабства греха. Отдает Сына Своего ради нашей свободной жизни. Бог дает свободу для жизни без власти греха.

В заключение ведущий Олег Моргун обобщил, что, в принципе, возникает две свободы и воля как бы не имеет отношения к свободе.

На что Ольга Темирбулатова процитировала Мартина Лютера, который сказал, что «воля человека как вьючное животное, кто на нем едет, Бог или сатана, тот и правит им».

По мнению Георгия Шестуна: если не хочешь быть свободным, будешь рабом греха. Для спасения требуется сила воли, поэтому свобода и есть крест. А крест – это два крыла, мост к Богу. Ты должен распясться с Христом и умереть. В раю нераспятых нет.

С точки зрения философии (Лишаев), свобода – это возможность. Нет ни плохой, ни хорошей свободы. Человек может ее использовать либо во благо, либо во вред. И если человеку слабому приходится делать выбор, то вот он, этот крест.

Что же ограничивает мою свободу?

Ольга Темирбулатова: Там где начинается свобода другого человека, там возникают границы моей свободы.

Талип Хазрат: Все моральные принципы основаны на религиозных.

 Ольга Темирбулатова, пропст
Татьяна Одзиляева, референт