Проповедь на 4 адвент

Лука 1, 26-33, (34-37), 38:

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Дорогие братья и сестры!

Вот и снова 4 Адвент. Полнота дней достигнута, о чем нам и говорит наш адвентский венок. Осталась одна неделя до Рождества Христова.

Тем временем и календарный год заканчивает свой бег, и в самом его конце уже ощутим груз его дней – чувствуется, что всем нужна пауза, чтобы идти дальше, в новый год.

Текст для проповеди сегодня – текст о Благовещении Девы Марии. Текст, который говорит нам: «У Бога не останется бессильным никакое слово».

И вся сегодняшняя история это показывает. Ангел говорит о двух женщинах: одна совсем пожилая, и у нее по идее не должно быть детей. Другая – совсем молодая и не в браке, что в иудейском обществе тоже условие, в котором не может быть детей. И Ангел обещает им обеим необыкновенных сыновей: у пожилой будет пророк, у молодой – Спаситель мира.» Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Это хорошая старая история, которую читают в разные времена года все традиционные конфессии. Мы к ней привыкли. Особенно в России, где Благовещение – даже часть культурного наследия. Сколько икон, сколько стихов было написано, сколько ассоциаций вызывает этот мотив.

Но вот недавно на фейсбуке появилась публикация одной знакомой из Германии: на рождественском базаре опросили людей разных возрастов о том, что мы празднуем на Рождество. В русском языке само слово еще показывает, что это чье-то рождение. А в немецком – святые ночи – не говорят ни о чем. Поэтому результат был плачевный: ответы были самые разные. Празднуем домашний уют или я не знаю, или самый христианский в кавычках ответ был: в этот день умер Иисус.

Современные люди оторваны от библейского мира. Библейские истории более не формируют культурный мир современного человека. Даже самые-самые известные истории уже неизвестны. Современный человек живет другими историями. Найти более или менее приемлемую работу, создать более или менее комфортную обстановку вокруг себя, купить полный набор вещей, которые должны быть у всех – must have – как говорится. Еще ни в коем случае не дать ущемить свои права, а когда скучно, можно побороться за права какой-нибудь обделенной группы. И когда наступает праздник – потратить отложенные на праздник деньги, уехать, отдохнуть, а потом все сначала. Такая канва предлагается всем нам современным миром. Она очень простая и ничем не лучше канвы фабричного рабочего конца девятнадцатого века. Только условия намного чище и лучше. Уже нет дикой нужды. Но вот, что интересно: в конце девятнадцатого века, в условиях нужды и жестокого капитализма у людей были воскресные школы, молитвенные собрания, был духовный подъем. Конечно, может быть, я сейчас идеализирую прошлое, но ведь следы этого духовного подъема не вычеркнешь из американской и британской, например, литературы.  Они очевидны. В русской литературе такого именно христианского подъема не было, но был общий церковный фон, который также играл свою воспитательную роль.

Сейчас этого христианского контекста нет. Людей перестали интересовать библейские истории, их в лучшем случае воспринимают как мифы, ставшие частью культурного наследия. А в целом, их забыли. Поэтому наш церковный мирок очень мал, и мы живем историями, которые превращают нашу жизнь в замкнутый, хотя и очень уютный уголок.

А между тем, наши библейские истории говорят нам, живущим ими, многое, что мы тоже забываем, потому что мы тоже все-таки современные люди.

«Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» — говорит нам сегодняшний евангельский текст. Мы, конечно, вряд ли напрямую слышали голос Бога. Самый мощный источник, в котором мы черпаем божественное откровение – это Библия для христиан.

Библия занимает по прежнему почетное место на полке, но что она означает? Уважаемый предмет культурного наследия. Далекого от повседневности. Поэтому разные проповедники справляются с этой проблемой по-разному. Одни просто говорят, то попадешь в ад, если не будешь читать Библию. Другие обещают удивительные благословения, если читать Библию. И первый, и второй варианты слишком наивны. Библия – явление более сложное в жизни веры.

Именно веры. Есть люди, которые утверждают, что в Библии содержится научная информация, только в метафорическом, древнем виде. Это тоже наивно. Если бы там было знание, то вера была бы не нужна. А Бог хочет именно веры от нас. Именно это и есть главная мысль Библии.

Нужна вера. Адам и Ева не поверили Богу и нарушили запрет. С этого начинается Библейская история. Много было праведников, верующих детей у верующего Авраама в Ветхом Завете, но самый удивительный пример веры являет собой Мария, с которой начинается Новый Завет. Ее вера означала многое.

Не просто вера в Слово Божие и Его обещания. В то, что Бог творит чудеса. Ее вера означала, прежде всего, радикальные перемены в ее жизни. Ей было обещано дитя, но не дитя Иосифа, ей обрученного будущего мужа. Вряд ли такую ситуацию можно назвать радостным началом семьи. В наши дни это странно, в древности это означало грех и смерть. Марию просто закидали бы камнями, а Иосиф имел право ее на эту смерть предать.

Именно такая вера ценна в глазах у Бога. Именно с такими людьми и Слово Его всегда имеет силу, потому что это всегда диалог:  обетование Бога и ответ праведника. Именно о такой вере и говорит нам Библия.

Это не означает, что нам надо оставить все и начать искать ситуации, в которых можно такую веру попрактиковать. Не надо ничего искать. Бог Сам посылает нам вопросы для ответов, ситуации, которые надо решить, и так изо дня в день. Бог Сам знает, в каких ситуациях Он лучше всего увидит нашу веру.

Поэтому постараемся об этом не забывать и будем верить в добро. В то, что все имеет смысл. В то, что Бог знает, что делает. Не будем спрашивать подобно змею: « а верно ли сказал Бог». Лучше будем доверять Богу, как доверяла Мария. Будем тянуться из темноты к свету. Будем готовиться к светлому празднику Рождества Христова. Скоро мы будем читать из Библии про то, как это Рождество произошло. Древняя, но каждый год по-новому переживаемая история. Разве это не чудо? И это только одно из библейских чудес. Аминь.

Елена Бондаренко, пропст Центрального пропства ЕЛЦЕР