На воскресном богослужении 2 ноября, через обряд конфирмации к нашей общине присоединилась Дана Сучкова. Обряд совершила пропст Ольга Темирбулатова, ассистировал пастор общины Алексей Попов.
Дана выбрала своим лозунгом: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28).
Архив рубрики: Жизнь общины
Памятные моменты юбилейного вечера
160 лет в служении – Лютеранская Кирха празднует юбилей
В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин – Константин Грот. Он объединил в 1854 году жителей города лютеранского вероисповедания в первую общину и возглавил ее. Таким образом, в юридическом смысле появилась законная Евангелическо-лютеранская община (в документах было записано «Общество») г. Самары, это произошло 22 сентября 1854 г.
В ХIХ веке в Самаре была достаточно большая католическая община, состоящая в основном из сосланных поляков. В этот исторический период Польша входила в состав Российской Империи. Периодически вспыхивали антироссийские восстания, которые подавлялись и участников отправляли в ссылку, в том числе и в Самару.
Русский купец Егор Никитич Аннаев, католик немецкого происхождения, на собственные средства купил участок земли и начал в 1861 г. строительство храма для своих единоверцев.
После очередного польского восстания, в 1863 году, католикам было запрещено строить храмы. И вчерне готовая церковь некоторое время стояла без изменений. Наша община обратилась на имя Императора Александра II с просьбой передать храм лютеранам Самары. Ответ был положительным, но с условием: «… если жертвователь не возражает…». Егор Никитич Аннаев не возражал и с согласия католической общины храм был передан лютеранам, но договорились, что когда будет приезжать ксендз, то католики смогут проводить свои богослужения. 19 января 1865 года Егор Никитич Аннаев подписал дарственную на Лютеранскую общину. Церковный Совет направил ходатайство на высочайшее имя с просьбой наградить Егора Никитича Аннаева орденом Святого Станислава 3 степени за его щедрый дар.
В связи с новыми задачами, стоящими перед общиной был избран новый Церковный Совет сроком на 3 года, состоявший из 6 членов. Был объявлен сбор пожертвований, взяты средства из лютеранской кассы взаимопомощи, Аннаев кроме всего прочего подарил общине 200 рублей. Всего удалось набрать 4975 рублей и 65 копеек. Этой суммы было достаточно для завершения строительства храма. Работы пошли полным ходом. Члены Церковного Совета следили за ходом строительства и приобретали необходимую церковную утварь.
И вот Московская Консистория поручает пастору Пундани из Казани при ассистенции пастора Майера из Симбирска освятить новую церковь.
26 сентября 1865 года
собрались все прихожане у дома директора банка Оерштрёма, который жил недалеко от церкви на ул. Дворянской и отправились большой процессией к церкви, впереди которой шли пасторы Пундани и Майер, а за ними члены Церковного Совета. Каждый из членов Совета нес что-то из предметов церковного имущества: чашу для причастия, подсвечники и.т.д. Мальчик по имени Эмиль Нойберг нес на подушечке из красного шелка ключи от церкви. Пастор Пундани, после короткого обращения к собравшимся, взял ключ, трижды благословил замок и отворил дверь. Сразу же зазвонил колокол, и зазвучала фисгармония. Оба пастора вступили на алтарь, пастор Пундани освятил храм Евангелическо-лютеранской общины г. Самары, а пастор Майер держал проповедь. Смешанный хор, в котором пели также и русские жители города, придал особенную торжественность событию.
Давняя мечта самарских лютеран сбылась.
До 1918 года община в Самаре работала беспрепятственно в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. Но Революция 1917 г. внесла свои суровые для церкви коррективы. Наступило время, когда судьба прихожан, пасторов Евангелическо-лютеранской общины Самары и ее храма мало отличалось от судьбы других верующих и других церквей в новой Советской России.
На первом этапе советская власть подавляла религиозные организации, которые воспринимались как конкурирующие для новой идеологии. Самарская община лютеран лишилась имущества и права осуществлять образовательную деятельность, а также стала обязана вести регулярный документооборот, подотчетный губернскому исполнительному комитету и испрашивать разрешения для приема новых членов общины, т.е. для конфирмации. Но, тем не менее, богослужения проводились, и община прирастала новыми членами, правда, их число было небольшим. На слайде вы видите свидетельство о конфирмации – это была последняя конфирмация, которая состоялась 02 сентября 1928 г. Со временем в условиях индустриализации и коллективизации борьба с религиозными организациями начала ужесточаться: помимо пропаганды появились физические преследования верующих, и в особенности лютеран. Общинам запрещалось вести образовательную и благотворительную деятельность. Фактически у церкви были изъяты права юридического лица.
5 января 1930 городской исполнительный комитет постановил закрыть церковь.
В Кирхе сначала разместили «Союз воинствующих безбожников», Антирелигиозный музей и филиал антирелигиозного института.
Несколько позже – Музей школьника. Тогда же мастера кисти положили глаз на это здание. Здесь разместился Союз советских художников.
19 августа 1991 в Самаре была заново официально зарегистрирована «Евангелическо-лютеранская община».
Решением Городского исполнительного комитета от 6 сентября 1991 г. № 651 г. Самары комплекс Лютеранской кирхи был передан в безвозмездное пользование общины. Продолжить чтение 160 лет в служении – Лютеранская Кирха празднует юбилей
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет…»
На воскресном богослужении 21 сентября 2025г. был крещен Аманов Керим, который лозунгом для своего крещения выбрал изречение из библии Мф. 24:42 «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Крещение – всегда радостное событие для нас, для общины, потому что это духовное рождение человека для новой жизни во Христе. Отныне человек живет не только для себя, а для Христа и других людей.
Приятное с полезным – лагерь участников проекта «КИТ»
С 11 по 17 июля в Красном Яру прошёл лагерь диаконического проекта «КИТ» — «Клуб Инициативы Тольятти» лютеранской общины г. Тольятти для молодежи с особенностями здоровья. В этот раз он был смешенного типа, можно сказать инклюзивный, так как к нам присоединились подростки из общины и волонтёры из социального театра. Мы снова наслаждались жаркой погодой, купанием, прекрасной едой и общением друг с другом.
Наш заезд был посвящен творчеству. Уже стало традицией — начинать готовить весенний спектакль с лета. Так мы приступили к изучению нового материала: «Снегурочка» А. Островского. Подобрали и начали учить песни, обсудили рисунок будущих танцев в спектакле. Для ребят очень важно иметь визуальное представление сценического действия, поэтому был показан одноимённый мультфильм-сказка с сопровождением музыкальных произведений Римского-Корсакова.
Самым ярким впечатлением стала прогулка в лес за цветами для традиционной летней фотосессии и последний вечер у костра.
Благодарим общину Святого Георга г. Самары и пастора г. Тольятти Татьяну Шадт (Живодерову) за помощь в проведении такого чудесного летнего отдыха.
Живодерова Лариса, театральный педагог Клуба Инициативы Тольятти
Самарской Евангелическо-лютеранской церкви 160 лет 🗓

Богослужение на первое воскресенье после Пасхи
Первое воскресенье после пасхи — QUASIMODOGENINI.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому.» 1 Петр.1,3
На воскресном богослужении 27 апреля 2025 г. прошло крещение брата Марата. Крещение в Евангелическо-лютеранской церкви — это таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния, дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» от Матфея 28, 19-20
Зимний лагерь для детей и подростков
В дни зимних школьных каникул, с 3 по 7 января нового 2025 года в с. Красный Яр проходил традиционный христианский лагерь для детей и подростков. Библейские занятия с детьми проводил проповедник Андрей Калашников, они были посвящены 10 заповедям — десять основных предписаний, которые были даны Моисею самим Богом на горе Синай.
Как всегда у детей было много активностей: мастер-класс по изготовлению пиццы, музыкальные занятия, веселые прогулки с зимними играми и квесты. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.» Пс. 126, 3-4
Молодежное богослужение в кирхе
С 17 по 19 января 2025 года на территории Евангелическо-лютеранской церкви Св. Георга г. Самара проходил семинар для руководителей молодежных групп общин Евангелическо-лютеранской церкви России.
В воскресенье, 19 января участники семинара провели молодежное богослужение с причастием.
В службе так же принимали участие архиепископ ЕЛЦР Владимир Проворов, который читал проповедь и заместитель епископа ЕЛЦ УСДВ, пропст Владимир Виноградов.
Семинар «Традиционное протестантское богословие через призму духовных песнопений»
10-12 января нового, 2025 года в Ульяновской Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии прошел семинар «Традиционное протестантское богословие через призму духовных песнопений», лектором которого выступил доктор теологии, ректор семинарии Евангелическо–лютеранской церкви России Антон Тихомиров. В семинаре приняла участие делегация из Самарской общины Св. Георга.
В ходе лекций и дискуссий определили значение песнопений от ранних христиан до современности, особенности христианских песнопений в разных конфессиях и разных странах мира: Германии, Англии, Америки, Скандинавских странах, России и даже Израиля.
Песнопения для верующих несут в себе особые смыслы, в Ветхом завете можно отметить Песнь песней Соломона и псалмы, а для первых христиан песня, как средство передачи Евангелия, возможно, имела даже большее значение, чем проповедь. Древнехристианские песнопения присутствуют и в Новом Завете.
Важное значение имела песня и для Реформации. В отличие от Кальвина и Цвингле, которые категорически выступали против церковных песнопений, Мартин Лютер придавал песне и музыке в церкви вообще, очень большую роль.
Песню «Ein feste Burg ist unser Gott» (Град крепкий Бог наш и оплот) называют гимном Лютера, Евангельским гимном или гимном Реформации. Возможно, что Реформация победила благодаря музыке и церковному пению, т.к. люди собирались вместе и пели духовные песни нового времени.
Интересные факты о некоторых песнях, которые мы все знаем и поем:
— «Господа славь ты мой дух» ст. Joachim Neander — самая популярная христианская песня, первая по количеству исполнений в мире среди христианских гимнов.
— «О благодать спасен Тобой» ст. Джон Ньютон- гимн, всемирно известный под своим английским названием «Amazing Grace» (изумительная благодать), второй по популярности, является официальным гимном христианизированных индейцев чероки в Америке.
— «Возьми же мои руки». Текст песни – стих из сборника «Ландыши», написанный поэтессой и поклонницей пиетизма Юлией Хаусманн. Этот хорал был хитом XIX начала XX века и получил определение у церковников как «образец церковной пошлости», которое, при углублении в суть, конечно, таковым не является. Юлия была болезненной, страдала социопатией и часто в бессонные ночи обращалась к Господу.
За два дня семинара мы узнали еще очень много интересной и познавательной информации, большое спасибо Антону Тихомирову и всем участникам!









































































