Биография Мартина Лютера

ЛЮТЕР, МАРТИН (Luther, Martin) (1483–1546), христианский богослов, немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации.

Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии.

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга.

В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте.

В 1501 он поступил в Эрфуртский университет.

В 1505 году Лютер получил степень магистра искусств и начал изучать юриспруденцию.

В июле 1505, когда Лютер возвращался в университет от родителей, он был застигнут в пути грозою. Упав на землю при страшном ударе молнии, он в ужасе закричал, обращаясь к святой Анне -покровительнице своего отца, обещая в случае спасения стать монахом. Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.

В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником.

В 1508 году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику.

В 1510 был отправлен с поручением в Рим и был настолько потрясен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с папством.

В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви.

С 1513 по 1516 гг. Мартин Лютер преподает в Виттенбергском университете. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Подготовив и прочитав ряд лекций посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению.

Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.

Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций после буллы папы Льва Х от 18 октября 1517 года об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира.

31 октября 1517 года в саксонском городе Виттенберге Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, тем самым зажег факел общеевропейской Реформации. Он резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Лютер отрицал власть папы вызволять души из чистилища, а если у него была бы такая власть, то он должен был бы освободить оттуда их всех безо всякой мзды.

1518 г — Аугсбургский рейхстаг- М. Лютер излагает свои взгляды в присутствии кардинала Каетана . Кардинал объявил Лютера еретиком и приказал ему удалиться и не возвращаться до тех пор, пока он не будет готов отречься от своих взглядов.

10 октября 1520 Лютеру в Виттенберге была вручена булла папы Льва Х с угрозой об отлучении от церкви.

В 1520 году Лютер в ответ на папскую буллу пишет открытое письмо папе Льву Х, «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении церкви»

1521 г. состоялся рейхстаг в Вормсе, на котором Лютер излагает свои идеи. Его призывают отречься от них. Лютер отказывается это сделать: «На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь». Лютер подвергается государственной опале. Курфюрст Фридрих Саксонский спасает Лютера от костра и скрывает его замке Вартбург.

Во время пребывания в Вартбурге Лютер переводит библию на немецкий язык.

Распространению идей Лютера способствовало изобретенное Гутенбергом в XV веке книгопечатание.

В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 – вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог (Ein’ feste Burg ist unser Gott), основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку.

27 июня 1525 Мартин Лютер обвенчался с беглой монашкой знатного рода Катариной фон Бора.

Во время Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

1525 г. написана книга «О рабстве воли», в которой нашел отражение спор с Эразмом Роттердамским.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия – сборника лютеранских вероисповедальных текстов.

После Вормсского рейхстага Лютер перестал играть ту общественную роль, которую играл прежде, поскольку как отлученный от церкви и поставленный вне закона, он не мог участвовать в рейхстагах. Эту обязанность взял на себя Меланхтон. Лютер не мог также и предстать перед светской ассамблеей, чтобы исповедать свои убеждения, как в Вормсе. За него это сделали германские князья на Аугсбургском рейхстаге в 1530.

В последние 25 лет своей жизни Лютер был прежде всего педагогом и проповедником, хотя, конечно, продолжал писать статьи и памфлеты, получавшие самый широкий резонанс, и находился в самом центре движения Реформации.

Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами.

Умер Лютер в Эйслебене 18 февраля 1546.