Семинар «Мифы и правда о Лютере и его богословии» прошел в Ульяновске с 19 по 21 марта. Докладчиком семинара выступил ректор Теологической семинарии ЕЛЦ, доктор богословия, пастор Антон Тихомиров. От Самарской общины в семинаре приняли участие проповедник Алексей Попов, прихожане Наталья Попова и Андрей Калашников.
В первый день семинара участники разбирали бытовую, гео-политическую, экономическую ситуацию в Европе XV-XVI веков, время когда родился и жил Мартин Лютер. Идея реформы и реформаторства была общей идеей той эпохи, которая проникала буквально во все сферы жизни и особенно в вопросы церкви.
Следующий день семинара был посвящен личности Мартина Лютера, истории его семьи, становлению его как богослова и реформатора, его заслугам. Мы все узнали много нового, как о той эпохе, так и о самом Мартине Лютере, его учениках, сподвижниках и противниках. Название семинара не случайно включало в себя слово «мифы». Так мы с удивлением можем предполагать, что многие факты из биографии Лютера, скорее всего, являются легендами.
Но главным содержанием семинара стали духовные размышления о спасении, прощении грехов и роли Священного Писания. На примере жизни, духовных поисков, ошибок и открытий Лютера слушатели семинара смогли снова почувствовать, что Божья любовь и прощение – это великое чудо.
Антон Владимирович вел семинар в форме открытой дискуссии, поэтому обсуждения и споры между участниками были достаточно острыми и живыми.
Семинар завершился 21 марта воскресным богослужением в церкви Св. Марии г. Ульяновска.
Хочется поблагодарить Антона Владимировича Тихомирова за увлекательную и духовную лекцию, полную открытий, а так же Ульяновскую общину и пропста Владимира Проворова за теплоту и гостеприимство!
Архив рубрики: Значение Реформации
О значении Реформации в мировой истории. Эфир передачи на канале Россия 24
500 лет Реформации
Валерия ИВАНОВА
Аспирантка кафедры философии Самарского университета, выпускница филологического факультета СамГУ и СМУ имени Д. Г. Шаталова.
Прошло пять столетий с далекого дня, когда Мартин Лютер написал 95 тезисов – «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций», – в которых подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату, эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет, запустив тем самым процесс рождения нового направления христианства.
Реформация и ее последствия
Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям – по сути, людям и вещам – таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?
Культурно-историческое значение Реформации
500 лет назад – в эпоху позднего средневековья, в германоязычном пространстве происходили изменения, которые глубоко повлияли на весь ход мировой истории.
Позднее Средневековье — это время Ренессанса, время великих людей, как например, художник и ученый Леонардо да Винчи или историк и политический философ Никколо Макиавелли. Рядом с такими современниками обновленчество Мартина Лютера находилось в тесной взаимосвязи с различными формами благочестия, богословия и культуры позднего Средневековья.
Реформация – это международное событие, открытое всему миру, которое способствовало развитию нового мышления, рождению новой этики, экономическим преобразованиям, политическим и культурным изменениям:
- развитие идеи свободы совести человека;
- развитие представлений о политическом равенстве через провозглашение духовного равенства;
- переосмысление концепции социального и политического участия. Понимание человека какавтономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека;
- понимание профессиональной деятельности человека, как добросовестное исполнение своих обязанностей. Труд воспринимается как один из видов служения Богу.
- возникновение новой этики — этики протестантизма,отличавшейся простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности, запрет на задержку заработной платы, запрет на издевательство и господство начальства над подчиненными, честное отношение к клиентам и партнерам через стремление к высокому качеству товаров и услуг, ограничение рабочего дня и рабочей недели. Трудовая этика имеет библейские корни;
- смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические: стремление к экономии, отказ от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало развитию производства и торговли;
- развитие капитализма благодаря идее независимости светского государства от церкви;
- развитие языка, новых направлений в музыке и изобразительном искусстве:
- возникновение нового направления в христианстве – протестантизм;
- кардинальные изменения в системе образования. Необходимость самостоятельного чтения и изучения Библии привело к распространению грамотности. Образование становится доступным и необходимым.