Мифы и правда о Лютере и его богословии

Семинар «Мифы и правда о Лютере и его богословии» прошел в Ульяновске с 19 по 21 марта. Докладчиком семинара выступил ректор Теологической семинарии ЕЛЦ, доктор богословия, пастор Антон Тихомиров. От Самарской общины в семинаре приняли участие проповедник Алексей Попов, прихожане Наталья Попова и Андрей Калашников.
В первый день семинара участники разбирали бытовую, гео-политическую, экономическую ситуацию в Европе XV-XVI веков, время когда родился и жил Мартин Лютер. Идея реформы и реформаторства была общей идеей той эпохи, которая проникала буквально во все сферы жизни и особенно в вопросы церкви.
Следующий день семинара был посвящен личности Мартина Лютера, истории его семьи, становлению его как богослова и реформатора, его заслугам. Мы все узнали много нового, как о той эпохе, так и о самом Мартине Лютере, его учениках, сподвижниках и противниках. Название семинара не случайно включало в себя слово «мифы». Так мы с удивлением можем предполагать, что многие факты из биографии Лютера, скорее всего, являются легендами.
Но главным содержанием семинара стали духовные размышления о спасении, прощении грехов и роли Священного Писания. На примере жизни, духовных поисков, ошибок и открытий Лютера слушатели семинара смогли снова почувствовать, что Божья любовь и прощение – это великое чудо.
Антон Владимирович вел семинар в форме открытой дискуссии, поэтому обсуждения и споры между участниками были достаточно острыми и живыми.
Семинар завершился 21 марта воскресным богослужением в церкви Св. Марии г. Ульяновска.
Хочется поблагодарить Антона Владимировича Тихомирова за увлекательную и духовную лекцию, полную открытий, а так же Ульяновскую общину и пропста Владимира Проворова за теплоту и гостеприимство!

500 лет Реформации

Валерия ИВАНОВА 

Аспирантка кафедры философии Самарского университета, выпускница филологического факультета СамГУ и СМУ имени Д. Г. Шаталова.

Прошло пять столетий с далекого дня, когда Мартин Лютер написал 95 тезисов – «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций», – в которых подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату, эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет, запустив тем самым процесс рождения нового направления христианства.

Реформация и ее последствия

Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям – по сути, людям и вещам – таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?

Продолжить чтение 500 лет Реформации

Культурно-историческое значение Реформации

500 лет назад – в эпоху позднего средневековья, в германоязычном пространстве происходили изменения, которые глубоко повлияли на весь ход мировой истории.

Позднее Средневековье  — это время Ренессанса, время великих людей, как например, художник и ученый Леонардо да Винчи или историк и политический философ Никколо Макиавелли. Рядом с такими современниками обновленчество Мартина Лютера находилось в тесной взаимосвязи с различными формами благочестия, богословия и культуры позднего Средневековья.

Реформация – это международное событие, открытое всему миру, которое способствовало развитию нового мышления, рождению новой этики, экономическим преобразованиям,  политическим и культурным изменениям:

  • развитие идеи свободы совести человека;
  • развитие представлений о политическом равенстве через провозглашение духовного равенства;
  • переосмысление концепции социального и политического участия. Понимание человека какавтономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека;
  • понимание профессиональной деятельности человека, как добросовестное исполнение своих обязанностей. Труд воспринимается как один из видов служения Богу.
  • возникновение новой этики — этики протестантизма,отличавшейся простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности, запрет на задержку заработной платы, запрет на издевательство и господство начальства над подчиненными, честное отношение к клиентам и партнерам через стремление к высокому качеству товаров и услуг, ограничение рабочего дня и рабочей недели. Трудовая этика имеет библейские корни;
  • смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические: стремление к экономии, отказ от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало развитию производства и торговли;
  • развитие капитализма благодаря идее независимости светского государства от церкви;
  • развитие языка, новых направлений в музыке и изобразительном искусстве:
  • возникновение нового направления в христианстве – протестантизм;
  • кардинальные изменения в системе образования. Необходимость самостоятельного чтения и изучения Библии привело к распространению грамотности. Образование становится доступным и необходимым.