Валерия ИВАНОВА
Аспирантка кафедры философии Самарского университета, выпускница филологического факультета СамГУ и СМУ имени Д. Г. Шаталова.
Прошло пять столетий с далекого дня, когда Мартин Лютер написал 95 тезисов – «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций», – в которых подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату, эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет, запустив тем самым процесс рождения нового направления христианства.
Реформация и ее последствия
Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям – по сути, людям и вещам – таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?
А чем обусловлены эти вопросы и что в итоге? Новое мышление? Да. Новая этика? Безусловно.
Видимо, тогда начала появляться идея свободы совести и ответственности, человек начал мыслиться как индивид, самостоятельный в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека, представлений сначала о духовном, а затем и политическом равенстве.
Священное Писание становится доступным: оно переведено на родной язык и каждый может его читать. Растет грамотность, появляется необходимость в образовании.
Труд начинает мыслиться одним из видов служения Богу, и в трудовой этике легко усматриваются библейские корни. Феодальные экономические отношения сменяются капиталистическими. Развиваются производство и торговля.
В ретроспективе выглядит глобально: протест, высказанный Лютером, не просто создал протестантизм как одно из трех главных направлений христианства, но и повлиял на ход мировой истории.
Протестанты на службе России
Чего и кого не было бы в нашей стране, если бы не Реформация? Не было бы «первой русской женщины-дипломата» – под таким именем вошла в историю Д. Х. Ливен, урожденная Доротея фон Бенкендорф, В. И. Даль не собрал бы «Толковый словарь живого великорусского языка», открытие Антарктиды могло произойти позже и представителями другой страны. Ф. Я. Лефорт, М. Б. Барклай-де-Толли, К. Г. Фаберже, В. И. Беринг, П. Б. Струве, А. А. Дельвиг, К. П. Брюллов…
Среди самарских протестантов – О. К. Кеницер, основатель макаронной фабрики; Ю. Б. Укке, врач и первый метеоролог губернии; Л. А. Греве, главный фармацевт врачебного отделения при губернском правлении; Курлины, известные в городе благотворители: попечители детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Инженер-технолог П. И. Чекмарев, восстанавливавший промышленность в годы Гражданской войны, его стараниями были открыты обувная фабрика, кожзавод, овчинно-шубное производство, он организовал сушку овощей, производство кальцинированной соды, маслобойню, хлебозавод, восстановил макаронную фабрику и лесопилку.
Представители общины продолжают подвижническую благотворительную деятельность, начатую в XIX веке.
Празднование юбилея
500-летие Реформации отмечается с большим размахом по всему миру. Весь 2017 год обещает быть наполнен событиями, приуроченными к юбилею. Начало положено в зале Самарской филармонии. Торжественное открытие международной научно-практической конференции «Власть духовная и светская: Взаимодействие в социокультурном пространстве» – один из главных залов города не смог вместить всех желающих приобщиться к огню Реформации.
Часть церковного быта переместилась в Хрустальное фойе: серебряная посуда для причастия, пасторские мантии и параменты, старинные Библии. Со сцены звучали поздравительные речи представителей всех конфессий. Доехали до Самары и Франк Отфрид Юли, епископ Евангелической Церкви земли Вюртемберг и вице-президент Всемирной Лютеранской Федерации Центральной и Западной Европы; и руководитель Евангелическо-лютеранских общин Штутгарта Сёрен Швезиг; и архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр.
Концертная программа органично вплеталась между поздравлениями. За органом – Людмила Камелина, а три хоровых коллектива сменяли друг друга: хор Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга, сводный хор Самарского государственного социально-педагогического университета и Самарской духовной православной семинарии, а также детский хор Ventus. После приветственного адреса от главного раввина Самарской области – искрометное выступление ансамбля «Клезмер-Алия», после приветствия от муфтия – «Лирический танец» от ученика школы «Яктылык».
Сама конференция проходила в кирхе и включала более 20 докладов от участников из Штутгарта, Эрлангена, Нижнего Новгорода, Москвы и Самары.
Завершилась конференция праздничным богослужением и концертом в уютном зале Самарской кирхи, где по-домашнему выступил хор общины, тепло прозвучали флейта (Анна Лазанчина), виолончель (Людмила Волкова) и орган (Анна Карпова).
***
А постскриптум хочется использовать для удивительного дизайнерского решения логотипа юбилея Реформации: он вобрал в себя и портрет Мартина Лютера, и так называемую розу Лютера, его печать-факсимиле, ставшую символом лютеранства.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 7 (115), 2017, Апрель