2017 год начинался для нас как год громких планов. 500-летие Реформации! Как пройти мимо такой даты, не отметить юбилей? Ведь каждый юбилей – не формальность, не просто фиксация того или иного хронологического отрезка. Это повод привлечь внимание людей к узловым моментам в истории культуры, это диалог с нашим прошлым, осознание своего места в цепи поколений.
Почему музыканты с особой готовностью подошли к празднованию юбилея Реформации?
Переворот, произведенный Лютером в сознании людей своего и последующих столетий, как известно, складывался из церковных и светских компонентов. Церковные состояли из обсуждения богословских положений и из изменения практики богослужения. Но для деятелей культуры, для филологов и музыкантов, Реформация – это и новый пласт культуры, и создание нового художественного мышления. Содержание этого пласта — переход от средневековой культуры к Новому времени, от музыки католической церкви (латиноязычных песнопений, так называемых грегорианских хоралов) к лютеранским хоралам на немецкие тексты.
Нововведения Лютера оказались чрезвычайно современными и необыкновенно востребованными. Созданный Лютером фонд немецкоязычных песнопений насчитывал около 30 мелодий (по сведениям немецких исследователей, 36 хоралов). За последующие столетия протестантскими музыкантами в том же стиле были сочинены тысячи хоралов. Но, строго говоря, дело даже не только в безграничной способности жанра хорала к развитию. Дело и в том, что немецкий протестантизм, сам духовный климат, интеллектуальная и духовная атмосфера лютеровского времени обусловила характер последующих художественных эпох. Без Лютера, без его хоралов, не было бы, наверное, ни Баха, ни Бетховена, ни Брамса. Предпринятый Лютером перевод на немецкий Священного Писания и текстов духовной поэзии стал импульсом к развитию немецкой поэзии нескольких веков.
Деятели самарской культуры запланировали проект проведения «лютеровского года», лютеровского фестиваля. В инициативную группу вошли пастор кирхи (Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга) Ольга Васильевна Темирбулатова, директор Германского информационно-культурного центра в г. Самаре, куратор центров немецкого языка Поволжского региона, партнёров Гёте-Института Василий Николаевич Никитин, музыковед и органистка кирхи Анна Карпова, руководитель церковного хора Елена Тумановская, солист оркестра Самарского академического театра оперы и балета Дмитрий Лашкин (виолончель), музыковед Наталья Эскина (автор проекта).
Было задумано проводить по одному мероприятию в месяц. Стержнем каждого из собраний были лютеровские тексты и их музыкальное воплощение.
И вот дан старт 2017 году. Отсчет начался. «Настраивать» свою будущую аудиторию инициаторы проекта начали исподволь: статьями о Реформации и о подготовке фестиваля, анонсами в СМИ, на страничках в социальных сетях. Время от времени в Фейсбуке появлялись оповещения; вот, например, два из них: «325 часов 43 минуты. И — Реформация! 500 лет ждали, наконец, дождались… Реформация начинается через 240 часов 18 минут. Стремительно убывающее число минут подозрительно».
Естественно, некоторое время ушло на обдумывание программ и кастинг участников, на репетиции и работу по музыковедческому и рекламному сопровождению проекта. При определении места проведения фестиваля проблем не возникло. С любезного разрешения руководства Евангелическо-лютеранской общины Св. Георга и пастора О.В. Темирбулатовой, фестиваль принял в свои стены вместительный зал самарского храма Св. Георга (т.н. «кирхи»). Кирха располагает прекрасным инструментарием для проведения концертов – органом немецкой фирмы Валькер, роялем «Беккер». Для кульминационной точки фестиваля – концерта 6 ноября, посвященного дню рождения Мартина Лютера (10 ноября) и празднику Св. Мартина Турского (11 ноября), свой зал и концертный рояль «Каваи» предоставил Самарский государственный институт культуры.
Открытие фестиваля состоялось в апреле. За вычетом времени летних отпусков, в нашем распоряжении до Нового года оказалось шесть месяцев.
В каждом концерте звучание музыки сопровождалось комментариями. Из музыковедческого конферанса, несколько расширенного и углубленного, вырисовывалось издание брошюры.
Участвовать в концертах были приглашены органист лейпцигской Томаскирхе Штефан Кисслинг и лучшие самарские музыканты. Концерт Шт. Кисслинга состоялся ровно в день начала Реформации, 31 октября. Именно тогда Лютер прибил к дверям собора в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов – с этого момента мы и ведем отсчет. Концерт Кисслинга стал сенсацией и вызвал небывалый ажиотаж среди самарской публики. Слушателей насчитывалось в два с лишним раза больше, чем мест в зале. Поэтому органист в подарок для «следующего потока» желающих его послушать повторил свой концерт в тот же вечер, с той же программой.
Прожектерством, чем-то несбыточным, казалось тогда желание отметить юбилей Реформации. Хватит ли сил, энергии, здоровья? Не сорвется ли запланированное мероприятие, не случится ли какого-нибудь форс-мажора, уничтожающего идею и план фестиваля. Но вот позади концерты апреля, мая, сентября, триумфальное октябрьское выступление Шт. Кисслинга, ноябрь и декабрь. Вчера окончился 2017 год.
Закончился и наш лютеровский фестиваль. В послесловии к нему — низкие поклоны и благодарности: Евангелической Церкви Германии, руководству и сотрудникам, и хору Евангелическо-лютеранской общины Св. Георга и лично пастору Ольге Васильевне Темирбулатовой и музыкальному руководителю кирхи Анне Карповой, Региональному Центру немецкой культуры «Надежда» («Hoffnung») и Институту им. Гете, музыкантам-исполнителям.
Среди них – музыкант мирового уровня, лидер Самарского академического театра оперы и балета, лауреат престижнейших международных конкурсов – имени Чайковского, конкурса имени Глинки, конкурса в Рио-де-Жанейро, народный артист России Анатолий Яковлевич Пономаренко. Любовь, восторг, овации после каждого номера на протяжении вот уже сорока лет сопровождают каждое его появление на сцене. Слушать этого большого мастера, наслаждаться его искусством — полнейшее, беспримесное счастье.
Здесь же надо выразить восхищение участниками большого лютеровского концерта 6 ноября – лауреатом международных конкурсов, ведущей солисткой Самарского академического театра оперы и балета, несравненной Юлией Марковой (меццо-сопрано), ярким артистом, ведущим солистом Самарского оперного театра, блистательным басом Андреем Антоновым, прекрасной флейтисткой, кандидатом искусствоведения Анной Лазанчиной, чудесной пианисткой Машей Васиной, Натальей Хуббеевой, прочувствованно сыгравшей «Моргенштерн»-фугу (фугу ля-бемоль-мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха).
Украсил наши концертные программы лауреат международных фестивалей, солист оркестра Самарского академического театра оперы и балета, солист оркестра Самарской филармонии Дмитрий Лашкин — фигура экстра-класса в нашей музыкальной жизни, и его прекрасный семейный дуэт с Еленой Острожной.
Благодарность надо выразить и публике, своим вниманием и любовью создавшей необходимую принадлежность концерта — энергетическую дугу между исполнителями и слушателями. Благодарность большому мастеру настройки и ремонта фортепиано, пианисту, педагогу, мастеру колокольного звона Леониду Паршину (Новокуйбышевск). Моя отдельная благодарность издателям моих книг «Самарское приношение Мартину Лютеру» и «Самарское приношение Мартину Лютеру. Часть II. Муза Метафразис. Поэтические переводы» — книгоиздательской фирме «123 Book» и ее руководителю Евгению Преловскому (Санкт-Петербург), Татьяне и Владимиру Самойловым — верстка, макет (Самара).
Наталья Эскина