Сады играют важную роль в истории искупления. Эдем — сад грехопадения, Гефсимания – сад душевных мук и страдания, безымянный сад, где был погребен и воскрес Иисус – сад надежды и рай – сад вознаграждения.
Сегодня будем говорить о Гефсиманском саде.
«Выйдя из дому, Он направился, как обычно, на Масличную гору. За Ним пошли и ученики. Придя на место, Он сказал им:
— Молитесь, чтобы устоять в испытании! А сам отошел от них на расстояние брошенного камня и, став на колени, молился: — Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши! Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя! Явился Ему ангел с небес, укреплявший Его. В смертном томлении Он все истовей молился. И капал пот с Него, как капают на землю капли крови. Встав после молитвы, Он подошел к ученикам и застал их спящими от печали. — Что вы спите? — сказал Он им. — Вставайте и молитесь, чтобы устоять в испытании!»
Больше нигде не узнаем так близко Иисуса – человека, как здесь. Мы видим ту Его сторону, которая редко открывается в Евангелиях: уязвимость Его человеческой природы. Он был в полном смысле Богом, но Он же был и в полном смысле человеком. Многого нам не дано знать о воплощениях, но можно предположить, что иногда между божественной природой Христа и Его человеческой сущностью возникал конфликт. В Гефсиманском саду это чувствуется особенно сильно, когда Он говорит ученикам Своим «дух бодр, плоть же немощна», Он не только их имел в виду, Он говорил также и о Себе.
Самая большая битва, которую Иисус провел, будучи на земле, произошла именно в Гефсиманском саду. Мы знаем, что в пустыне Христос сражался с дьяволом, а в Гефсиманском саду Он сражался с Самим Собой — со Своим человеческим естеством. С момента вхождения в сад и до последнего вздоха на кресте в Нем нарастало человеческое. Он и все испытания перенес целиком и полностью как человек.
Итак, мы вступаем в сад. Это место стало полем битвы. Здесь произошло величайшее сражение нашего Господа Бога.
Сад – место отчаяния.
Гефсимания – означает пресс для выдавливания масла. Такое название соответствует случаю. Иисус приходит сюда, когда на Него всей тяжестью давили грядущие события, когда тень креста грозила сокрушить Его. Иисус начал скорбеть и тосковать — так пишет об этом евангелист Матфей. Эти слова подразумевали не только мучения на Голгофе, но и душевные терзания в Гефсимании.
В глубине сада Иисус бросился на колени и молил: «Если бы Ты благоволил пронести чашу эту мимо Меня». Чаша означает все физические, душевные и духовные страдания, которые Ему предстояло вынести.
Сложно увязать эти душевные страдания с тем спокойствием, какое Он проявлял в отношении близившейся смерти до этого.
Но у каждого из нас были такие ситуации, когда что-то предстоит ответственное. Например, операция. И за недели до нее спокойно об этом думаешь и говоришь, а накануне такая бывает паника, такой страх, что действительно «скорбишь смертельно и тоскуешь». И слова «дух бодр, плоть же немощна»,- приобретают меня новое значение. И очень хочется, чтобы эта чаша меня миновала.
Мы даже представить себе не можем, чего эти физические, душевные и духовные страдания стоили безгрешному Сыну Божьему. Чтобы мир имел жизнь, Ему пришлось умереть. Чтобы мир имел свет, Ему пришлось погрузиться во тьму.
Возможно, что кто-то из нас ожидал большего мужества от Иисуса Христа и что Он более стойко должен бы себя вести накануне ареста. Ведь Он же Сын Божий и Ему план Бога известен. Но истинное мужество проявляется не в отсутствии страха, а в том, чтобы делать то, что нужно, даже тогда, когда переполняет страх. Хотя многие из нас познали боль, а может, и заглянули в глаза смерти, но никому не пришлось вынести такие мучения, какие претерпел Господь. Господь побывал в месте полного отчаяния, и Он знает, что это такое!
Сад – место одиночества и разочарования.
В саду Иисус был всеми оставлен. Когда Он нуждался в обществе Своих друзей, они спали.
Так и мы с вами спим в переносном смысле, когда Бог к нам обращается. Бог не особенно нуждается в нас. Это нам нужен Бог, но мы проявляем жестокосердие и леность. Наш дух спит и мы вместе с ним.
Но наряду с тем, что Гефсимания – это поле битвы, место отчаяния и разочарования, одиночества, но оно также и место победы. Здесь Господь выиграл одно из Своих величайших сражений.
И это сражения Он выигрывает благодаря тому, что сад был определен Им для молитвы.
Он молится Сам и поручает ученикам молиться. Причем молиться не за него, а за себя, хотя Его ожидала близкая смерть, а о них самих, чтобы им не впасть в искушение. Он знал, какие их ожидают испытания; для победы им нужна была молитва. Тем самым Бог говорит нам, когда вы находитесь в своем Гефсиманском саду отчаяния, разочарования или одиночества, превратите его в место моления. Нет такой проблемы, которую нельзя было бы разрешить, приблизившись к Богу. И Бог пошлет ангела, который укрепит вас, как послал его Иисусу.
Гефсимания была не только местом молитвы, но и повиновения. Это самое главное.
Иисус говорит: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. В молитве Отче наш есть прошение «Да будет воля Твоя». И тогда, когда в Его душе происходила борьба между чувством долга и желанием, Он последовал Своим наставлениям. После слов пронести чашу мимо Него, Иисус говорит «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».
Молитва – то не только обращение к Богу с просьбой, но воспитание в себе покорности Ему. Каждый раз, когда Христос молился, а Он многократно молился, Он проявлял все большую покорность. У Матфея описывается три захода на молитву. Здесь мы читаем, что «прилежнее молился». И в каждом молении Иисус проявлял все большую покорность воле Своего Отца. И когда толпа набросилась на Иисуса, не веревки удержали Его от того, чтобы скрыться, а воля Отца. В следующий раз, когда окажетесь в своей Гефсимании, не забудьте молиться, завершая моление словами: «не моя воля, но Твоя да будет». И тогда самая тяжелая ноша для нас станет легче.
Гефсимания – это место укрепления. В ответ на Его молитвы с небес явился ангел и укреплял Его. Когда Иисус закончил молиться, борьба в Его душе завершилась; Он был готов к предстоящему Ему испытанию. Он протянул руку к чаше, которой Он страшился.
Он шагнул в руки пришедших Его арестовать. Они ожидали, что Он убежит, а Он смело шагнул им навстречу. С этого момента Он был единственным среди толпы, который сохранял спокойствие и невозмутимость. Он прошел через все испытания с самообладанием и достоинством, которые во все времена вызывали только восхищение. Вместо того чтобы стать жертвой, Он стал победителем.
Находясь в своей Гефсимании, просите Господа укрепить вас. Нет такой беды, чтобы Богу было не под силу помочь вам справиться с ней.
Если в Гефсиманском саду Иисус пережил глубины отчаяния, разочарования и одиночества, то мы можем быть уверены, что Он знает и понимает, какие испытания выпадают на долю нам.
Путь к победе лежит через повиновение Божьей воле. Одна из самых сложных задач для нас – подчинить нашу волю Божьей; но именно так Иисус одержал победу, и только так мы с вами сможем победить.
В Эдемском саду человек воспользовался своей свободной волей, пренебрег волей Божией и разрушил отношения между людьми и Богом. В Гефсиманском саду другой человек, используя свое право на свободу воли, проявил уважение к воле Божией и восстановил отношения между людьми и Богом. Аминь!
Пропст Ольга Темирбулатова