«…и будут двое одна плоть» Проповедь по Мк 10, 2-12

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.
Браки заключаются на небесах. Но живут в браке на земле. Часто в страдании, в горе, а затем и расстаются, разводятся люди. Сегодняшний текст проповеди обращается к этой теме.
Для Адама и Евы брак был сначала раем. Отношения  Адама и Евы описываются глаголом «познал». Этот глагол отражает глубокое единство, полное единение тела, духа и души. Иисус начинает с этой идиллической картины и цитирует, что сказал Бог о райском браке. Чтение текста:«И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божью сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть».
О ярме брака пока не сказано ни одного слова. Мужчина и женщина созданы друг для друга. Они нужны, они необходимы друг другу. Только вместе они совершенны, поскольку образуют одно целое – одну плоть. Последним из всего создаваемого Богом, он создает человека, но только после сотворения Евы творение завершено, оно совершенно, т.к. образуется новое единство двух людей.
Великий дар, который мы получаем от Бога — это человек, который меня понимает, который меня любит и которого я люблю.
Брак  — это определенный порядок мироздания. Брак — это не человеческое изобретение, это не на  потребу животного в человеке и не для плотских удовольствий. Брак является неотделимой частью того, что Бог назвал «что это хорошо». И в самом начале, в раю, невозможно представить себе разрушение  такого внутреннего и внешнего единства. Поскольку каждой половинке будет так не хватать другой части и тот хороший порядок, идеальный порядок был бы разрушен.
И Иисус напоминает фарисеям о том, что подразумевал Бог под браком или супружеством. Он говорит им о том, какое замечательное единство и партнерство было задумано Богом. Его целью было, чтобы люди умели  жить вместе, быть счастливыми  и благодарить Бога за это.
Но это все далеко от земных реалий.
Со времен райской жизни в отношениях между мужчиной и женщиной мало что изменилось. Они стремятся друг к другу, они нуждаются  друг в друге, поскольку даны один другому в помощь. И, несмотря на грехопадение, на всю греховность человека, Бог не отменил этого порядка, а по сей день благословляет супружеские отношения. Двое любящих друг друга людей создают семью. Несмотря на то, что люди изгнаны из рая, союз мужчины и женщины продолжает быть  порядком, благословленным Богом.
Но при этом следует не забывать, что грех пришел в этот мир и он проник во все сферы нашей жизни. Он проник и в отношения человека с Богом, не говоря уже об отношениях супругов.
Мужчина и женщина, очень разные и им порой бывает очень трудно понять друг друга. Каждому из нас это известно из собственного опыта.
Но что особенно сильно мешает отношениям двух людей – это сам по себе грех: наши поиски другого или другой, при этом места супругу или супруге в нашем сердце остается все меньше. Мы бываем не готовы принять слабости и недостатки другого человека.
Этим грехом, который разрушает всякие отношения, помечен каждый брак. Грех пророс во все сферы человеческих отношений. Поскольку грех пребывает во всех сферах человеческой жизни, то и семейная жизнь не может быть исключением.
В земной жизни может быть так, что любовь охладевает, взаимопомощь и поддержка ослабевает, утрачивается надежда на улучшение отношений и отчаяние возрастает. Теряется влечение друг к другу, и вот, верность не хранится, и начинаются новые отношения с другим человеком. Такое часто случается в жизни. Практически нет ни одного греха, к которому мы были бы не способны. Любые наши отношения находятся под угрозой разрыва и гибели. Поэтому мы крайне нуждаемся в том, чтобы Господь держал над нашим браком свою оберегающую и сохраняющую длань. Поэтому никто из нас не может сказать: «Мною преодолено искушение, в которое впал мой сосед или соседка».
Что происходило в раю  и как были задуманы отношения мужчины и женщины, об этом нам известно. Но что происходит по эту сторону от рая? В этом заключался вопрос книжников. И они задают вопрос: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Они искушают Христа. «Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они ответили: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться».
Фарисеи ссылались на книгу Второзакония, в которой в 24 главе написано: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит ее из дома  своего и т.д.»
То, что развод разрешен – это фарисеям ясно и это записано в Торе. Но что может послужить поводом для развода? Как известно фарисеи спорили по поводу этого. Мнения сильно расходились. Один из раввинов дошел до того, что поводом для развода может послужить пригоревшая еда. Другой считал, что поводом могла служить измена. И вот им было интересно, что же скажет Иисус по этому поводу?
Но Иисус не отвечает напрямую на поставленный вопрос. Но дает понять, что развод вовсе не отвечает воле Бога и не является тем, что Бог называет «Это хорошо».
Право на развод, это скорее крайняя мера. «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Иисус не отменяет это разрешение, но высказывает свое отношение к нему. Иисус говорит им, чтобы они осознавали, что они делают. А делают они это по своему жестокосердию. Жестокое сердце. Оно означает состояние души. Оно совершенно противоположно тому, что является детскостью. «Кто не примет Царствия Божьего как дитя…» говорит Он несколькими стихам позже в этой же главе. Жестокосердие начинается постепенно, незаметно. Мое сердце замыкается постепенно, но верно по отношению к моему супругу. Появляется трещина в том, что было единым целым. И эта трещина проходит не просто в наших отношениях, а она проходит по творению, по тому, что создано Богом в единстве двух людей. И получается так, что жена не понимает, что делает муж, а муж считает, что жена отстранилась от него. Каждый чувствует себя непонятым  и не знает или не хочет помочь другому  вновь обрести взаимопонимание. И вроде говорят на одном языке, а слова не доходят до сердца.
Но то, о чем говорит Иисус, вовсе не вписывается в наши представления о Нем. Он  не только повторяет, но и делает один из ветхозаветных законов еще более строгим. Поскольку в вопросах любви Иисус не знает компромиссов. В греческом жестокосердие звучит как «склерокардия». Звучит как диагноз. Склероз – это сужение сосудов. Если сосуды сердца забиты, то возникает опасность инфаркта, если сосуды шеи или головы, то появляется опасность старческого слабоумия. Склерокардией называет Иисус жестокие поступки мужей, которые вышвыривали своих жен из дома и тем самым обрекали их на нищету, скитания, а порой и на проституцию.
И не случайно  сразу за этой дискуссией с фарисеями поместил евангелист Марк благословение Иисусом детей. Дети — вот кто оказывается жертвой жестокосердия родителей. Они больше всего страдают от разводов.
То, что говорит Иисус, сурово. Неужели Он такой закостенелый моралист? Может не стоит Его слова принимать всерьез? Но Иисус спас женщину, застигнутую в постели с чужим мужем и которую полагалось по законам того времени забить камнями. Иисус благословляет детей, которых в то время не считали за полноценных людей. Иисус говорит с мытарями, проститутками и прочими грешниками, садится с ними за один стол.
Он проявляет столько любви к людям, что мы не можем отмахнуться от Его суровых слов по поводу развода. И Его слова являются также предостережением, что всякий наш поступок имеет последствия.
Но бывает так, что брак заходит в тупик. И кроме скандалов, ссор, упреков, криков и обвинений ничего не остается. В такой ситуации Иисус вовсе не призывает нас сохранить семью любой ценой. Тогда мы неправильно поняли Иисуса. Ибо брак без любви становится фиктивным. И такой брак не имеет ничего общего с созданным Богом полным единством мужа и жены, ибо оно разрушено, если даже внешняя видимость сохранена.
В этом месте Евангелия речь не идет о том, что семья или брак является единственно верной и правильной формой жизни людей. Несколькими стихами позже Иисус говорит о следовании за Ним и  том, что придется все оставить. Все связи оборвать. И ученики Иисуса так и поступали.
Но вернемся к нашей проблеме.
Развод – это крайняя мера, последнее средство, чтобы избежать большего зла. Но надо отдавать себе отчет в том, что развод не соответствует первоначальной воле Бога. И чтобы это объяснить, Иисус цитирует из Торы историю о сотворении мира. И из этого следует, что развод – это грех перед Богом. Но, тем не менее, может сложиться такая ситуация, что супруги расстаются, семья разрушается, чтобы избежать большей беды и страданий.
Мы знаем, что разводов очень много. Примерно одна треть браков распадается. Все больше так называемых гражданских браков, которые Библия называет однозначно, как прелюбодеяние, занимают плоскость освященного брака.  Этим современным моделям брака противостоит христианская модель брака.
Иисус указывает в своем ответе на Адама и Еву, хотя среди евреев развод был нормальным явлением. Иисус не отменяет разводные письма, но  Он говорит о том, что есть воля Бога: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Иисус дает возможность начать сначала. Но ожесточенное сердце не в состоянии начать заново. Если я знаю, что живу по великой милости Божьей, что Бог меня прощает, то я могу простить и моего супруга. Если я считаю, что Бог дал мне этого человека в супруги, то я не спрашиваю себя ежедневно, а может другой был бы лучше? Бог желает нам добра, несмотря на наше непостоянство, несмотря на нашу неверность и греховность. И с Ним мы можем еще раз попробовать.
Иисус наш Спаситель. И если кто-то может нас вылечить от склерокардии, то это Он. Он может дать нам сил пережить трудное время в наших отношениях. Он может дать надежду, помочь преодолеть трудности. Он может заново наполнить наши сердца любовью. Много раз в Библии говорится о том, что Бог может сотворить новое сердце и может спасти нас от нашего жестокосердия.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.
Пропст Ольга Темирбулатова