«… 8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые»
Дорогая община! Ботинки с рифленой подошвой, автомобильные шины с протектором — это то, что оставляет след. Мы христиане призваны также оставлять след в окружающем нас мире. Это вовсе не означает, что на всех стенах нам надо оставлять незабываемые надписи, типа: «Я здесь был» и уж тем более не вырезать свои имена на скамейках, столах и деревьях. Наш след совершенно иной. Это в первую очередь то, о чем пишет Петр. Он призывает нас быть единомысленными, сострадательными, милосердными и дружелюбными, а также смиренномудрыми. Но самое главное, чем мы должны оставлять след, так это – не воздавать за зло злом, ругательством на ругательства, а мы призваны благословлять. Через все это христиане становятся узнаваемыми и запоминающимися.
Но как быть, когда в общине раздоры и склоки? Как часто мы поступаем по принципу подобия. «Как ты мне – так и я тебе!» Но вы, вероятно, знаете, что такое разрешение конфликтов не приводит ни к чему хорошему. Достигается противоположное. Люди ожесточаются и конфликт усугубляется. Самое печальное во всем этом – это то, что в таких конфликтах мы забываем о том, что мы все имеем от Бога призвание и постоянно получаем от Бога благословение. И кто в ссорах и спорах постоянно стремится настоять на своем и всегда хочет, чтобы за ним оставалось последнее слово, тот не просто скандальный человек, а человек отказывающийся от благословения, которое нам дарит Бог. Поэтому эти слова обращены к каждому из нас напрямую. И возникает вопрос: насколько серьезно мы относимся к поручению, данному нам Богом – быть носителями благословения в обществе и в семье?
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение»
Планка такого христианского поведения стоит достаточно высоко. Может ее немного опустить, чтобы было проще и удобнее? Или будем пытаться пролезть под ней? Соответствовать эти словам Петра в нашем современном мире считается либо отсутствием характера, либо старомодностью. Но есть в этих словах Петра нечто и привлекательное. И Петр в следовании за Христом и пишет: «Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему». Как удержаться от гнева и в этом гневе не наговорить, не обругать? Как удержаться от обмана и лукавства, от лжи? Мы можем постараться это сделать, но это не так уж просто. Без благословения нам этого не суметь сделать. Все эти качества – плод жизни человека, который связан с Иисусом Христом и имеющего благословение Бога.
Христиане живут в благословении Божием; они могут нести это благословение дальше и каждый раз вновь христиане получают благословение.
Итак, мы все призваны к тому, чтобы каждый раз вновь получать благословение Божие. При упоминании слова благословение, первое, о чем думаешь – это слова, которые звучат в конце богослужения. Но на самом деле в нашей жизни мы гораздо чаще получали благословение: это и в крещении, это и на конфирмации, это и на венчании (кто венчался) и множество раз по окончании богослужения.
Во Иисусе Христе в Его личности и его жизни мы имеем благословение. Страдания и смерть Иисуса Христа проложили нам путь к Богу, а Его воскресение из мертвых дали нам надежду в вечности. В этом и заключается благословение, чтобы через Иисуса Христа мы нашли путь к нашему отцу небесному и под Его благословляющей дланью стали новыми людьми. – благословленными.
Кто благословлен, тот имеет способность и возможность благословлять. Попов. Из благословения следует благословение. Петр конкретизирует благословение христиан в том, что он призывает вести себя как благословленные люди. При этом они показывают своим поведением, что они получили, а не сами достигли или добились. И поскольку они познали милость Бога, они могут быть милосердными по отношению к тем, с кем им трудно уживаться. И поскольку христиан Бог прощает, то и они должны первыми сделать шаг к примирению. И поскольку они возлюбленные Богом и обрели мир с Богом, то они должны являть миру пример мирного сосуществования и останавливать ссоры и конфликты, поскольку Иисус Христос совершил акт примирения и прощения. И мы призваны прощать и примиряться с нашим ближним. Примиряясь, мы тем самым не проявляем слабость или бесхарактерность, а отдаем этого человека в руки Бога. И уже не мы должны с ним разбираться, а уже Бог решает, что Ему с ним делать.
Благословлять – означает сказать другому, что он, какой бы он ни был, он тоже принадлежит Богу. Так мы даем человеку надежду и мир.
Мы все еще в пути и путь долог. И искушения встречаются нам на этом пути. И тот, кто настроен на лучшее, кто благословляет, тем не менее, не может рассчитывать на положительную реакцию окружающих. Вопрос заключается в том, как мы реагируем на враждебность, непринятие и страдание. В нашем тексте сказано: «И кто сделает вам зло, если будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа святите в сердцах ваших…» (ст.13-15) Всюду, где мы проявляем себя как христиане, везде мы будем сталкиваться не только с неприятием, но и с настоящим сопротивлением. И тут как раз и необходима нам поддержка и помощь Иисуса Христа. Помнить о том, что мы имеем благословение от Бога и если мы того не чувствуем, то просить о нем для нас самих для тех, кто делает нам нашу жизнь непростой. Не зря тут сказано «страха их не бойтесь». Как правило, агрессивно реагирует человек боящийся, испытывающий страх. Нам Бог говорит: «не бойся. Ты Мой». Это ключевые слова нашего благословения. И вспоминая об этом, мы заново просим о благословении. О благословении нового дня, трудного дела и о благословении врагов и друзей наших. Аминь
Пропст Ольга Темирбулатова