Проповедь по Посл к Евр. 11, 1-3 и 8-10 О ВЕРЕ

PAul_725216098

Дорогие братья и сестры!

«1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Рим 8:24 2 В ней свидетельствованы древние. 3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Быт 1:1; Пс 32:6 8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Быт 12:4 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Евр 12:22»

Во всей 11 главе Послания к Евреям слово «вера» встречается 28 раз, а в нашем отрывке – 5 раз. Сегодня общество живет совсем иными понятиями. И путь веры для многих людей – это нечто чуждое. Но вместе с тем вера становится конъюнктурной. Если посмотреть на эту массу предложений от всевозможных целителей, на книги, изданные ими, то можно сказать, что люди охотно верят во все, что угодно.

Итак, что же подразумевается под словом «вера»?

Вера (верить) – это то, что управляет нашей жизнью, это наша способность, данная нам Богом при сотворении человека, благодаря которой мы определяем то, как будет развиваться наша жизнь и наша личность. Сначала вера, потом наши действия. Вера определяет наши действия, мысли, чувства.

Таким образом, вера – это не «когда», а «что», которое действует.
Судя по истории, которую мы читаем в первых главах Бытия, вера – это способность, черта человеческой личности, которая заложена в человеке при его сотворении, и которая является самым главным фактором, определяющим направление жизни человека, его мыслей, чувств, поступков.

Бог создал мир, который должен был быть основан на абсолютном доверии друг другу, на правильном понимании того, что говорит Бог.  Но сразу же возникает небольшая проблема. Появляется змей. И что он говорит?
«подлинно ли сказал Бог?…» — эта фраза, вышедшая из уст змея, заставила Еву начать рассматривать Слово Бога на предмет его подлинности, верности. Это то, что она ещё ни разу до сих пор не делала. Для неё Слово Бога и всё, что окружало её, всегда было верным, не подлежащим сомнению. И вдруг  кто-то говорит: «подлинно ли?». Змей не обвиняет Бога в том, что Он сказал что-то неправильное (этот фокус не прошёл бы), но пытается дать женщине идею о том, что-то может быть неправильным, хотя бы то, что она могла неправильно понять Творца.
«Ты уверена, что поняла слова Творца правильно?»  Что отвечает женщина, удивлённая этим вопросом?

«плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

А что Бог в действительности сказал? «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Смотрите, как нарастает ком, который приведёт к крушению:

— правда ли, что Бог сказал так: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?» (и змей полностью перевирает Слово Бога)
— о, нет! Он сказал иначе! (но разум женщины уже поколеблен словом «правда ли?»), Неужели может быть что-то как-то иначе, неужели Бог может сказать неправду? И женщина, передавая слова Бога, уже чуточку, но подчиняется змею. Она говорит, что Творец запретил им даже прикасаться к плодам этого дерева, хотя такого запрета не было.

Змей не останавливается на этом. Он продолжает расшатывать основание человеческой жизни – абсолютную веру Творцу, Слову Творца.  И здесь он делает огромный шаг, противопоставляя своё слово, слову Творца: «НЕТ, не умрёте».

И перед женщиной появляется чёткий вопрос:
КОМУ ВЕРИТЬ?
Слову Творца или слову змея?

Вы видите,  что вся проблема замешана исключительно на том, на кого (на что) направлена вера человека? Вера, способность верить – это внутренняя составляющая личности человека, она всегда в нём есть, и была там от начала. Только от нас зависит, как мы её используем.

Перед любым человеком всегда стоит только один вопрос: кому верить?
Не «как жить», «как поступить», «какой путь выбрать» и пр. – это всё второстепенные вопросы, а «кому верить». Вот когда человек определяется с этим вопросом, тогда появляются поступки, пути, выбор и пр.  Но не наоборот.  Сначала – ответ на вопрос: «кому верить?» и только потом последствия этого выбора – наши действия.

Думаю, что вы сам можете проанализировать то, как это правило работает в людях, которые наполняют наш мир, и даже не задумываются о том, что их поступки их жизнь определяется исключительно тем, кому или чему они в данный момент верят.
Послание к евреям обращается к людям, которые разуверились. И они готовы были отказаться от веры, поскольку устали от преследований и гонений и не было у них больше ни сил, ни мужества оставаться верными Иисусу Христу.

Но автор послания призывает их не отрекаться от веры. И в 11 главе послания к евреям от стиха к стиху следует призыв верить, непрерывное ободрение в вере.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»

Бог невидим. Неужели поэтому Его не существует? Но воздух тоже не видно, но он есть. Любовь, ненависть – тоже не видно, но мы их ощущаем.

На примере Авраама библия рассказывает нам о том, что есть вера.

Авраам жил со своей семьей в Междуречье Евфрата и Тигра. Эта территория находится сегодня  в пределах Ирана и Ирака. Он намеревался там доживать свои дни, как вдруг Бог говорит ему: «Авраам, оставь свою родину…и иди туда, куда я тебе укажу».

И этот призыв в корне изменил жизнь Авраама. И в нашей с вами жизни бывает, звучит призыв Бога изменить нашу жизнь и наш путь. Вопрос заключатся в том, всегда ли мы слышим его?

И вот Авраам поверил, вернее, доверился Богу и отправился в путь. Он оставил все, что ему давало уверенность в завтрашнем дне — родных, дом, друзей. Он отправился навстречу неизвестному будущему.  Вера требует решимости и даже мужества.

На этом основывается автор послания к евреям: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». И это был ответ Авраама, отправиться в путь и совершить шаги веры с именем Бога. Шаги с Богом к Богу. 60-летний Авраам отправляется в путь.

«Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования…»

Вера – это не какое-то особое состояние, не какое-то положение, нет. Вера – это путь. Направление жизни. Верить означает быть в пути с Богом. В праведность вменяется только вера слову Господа и ничто иное.

А знаете, почему только эта вера может быть вменена в праведность? Потому что «слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11). Понимаете? Слово Бога, если человек действительно поверил ему, начинает действовать в человеке и менять человека в соответствии с тем, о чём оно говорит.  Авраам, когда поверил Богу, всё ещё оставался очень далёким от идеала человеком, однако сказано, что эта вера была вменена ему в праведность? Почему? Потому что Авраам направил свою способность верить к Богу, и то, что он начал получать от Бога, постепенно меняло его, пересотворяло его.

Когда Иисус говорит людям «вера твоя спасла тебя» или «вера твоя велика», Он имеет ввиду не какую-то эфемерную веру непонятно во что, а совершенно определённую веру человека в Слово Бога, ту самую веру, которую когда-то имели Адам и Ева до того, как змею удалось перетянуть их внимание на его слова.

Так вот мысль, как мне кажется, очень простая: спасение человека от заблуждений, от неправильных поступков, от саморазрушения, от попыток разрушить других людей, от грехов и греховности, и в конечном итоге, от вечной смерти – в том, как человек использует данную ему Богом способность ВЕРИТЬ. Спасительна только та ситуация, когда моя вера впускает Слово Бога в меня и позволяет этому Слову действовать.

Авраам  живет в шатрах. Это означает, что он не привязывается ни к чему преходящему, с чем ему предстоит рано или поздно расстаться: имущество, богатство, уважение, влияние, достижения и слава. Это все для нас с вами сегодня очень важные вещи, но которые тут же теряют свою значимость, как только наши руки охладеют.

Идти с Богом, но не бесцельно. Эта цель простирается дальше, чем наш мир и наше время. Это цель, которую определил нам Бог. Для Авраама это город, которого он «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». Живя в шатре, Авраам мечтает о городе с крепостной стеной и крепкими домами. Авраам в пути, но он живет мечтой о родине, которая в вечности у Бога.

Эти мечты Авраама ведут нас за пределы послания к евреям, в откровения Иоанна, где говорится о небесном Иерусалиме. Там находится трон Бога. Туда отправился Иисус Христос – наш Заступник, открывший двери в небесный Иерусалим. Аминь.

Ольга Темирбулатова, пропст