Аскетизм и открытый алтарь. Кирха на улице Куйбышева.

Лютеранская церковь Святого Георга или, как ее называют большинство, самарская кирха – здание на улице Куйбышева хорошо знакомое почти каждому жителю Самары. Оно выделяется среди остальной застройки старого центра своим необычным бело-розовым цветом, архитектурной формой колокольни и в целом редким для города готическим стилем. С пастором Ольгой Темирбулатовой поговорили про историю здания, отсутствие икон, инклюзивный театр, а также про привезённый из Штутгарта орган.

Лавочки из Германии, механический орган и здание в форме креста

Главное, что бросается в глаза на входе – простота во всём: в аскетичном интерьере, в цветовых решениях и в материалах. В центре открытого алтаря находится панно с изображением сошедшего с креста Иисуса Христа, рядом с которым стоят кающиеся грешники. Под панно лежит библия, а под алтарём, по рассказам пастора, до сих пор находится подвал. Раньше, скорее всего, внутри была покойницкая.

Как и в любой другой христианской церкви здесь есть алтарный стол с открытой библией и двумя свечами, а также кафедра, за которой дважды в неделю пастор произносит проповедь. Чёрное облачение пастора называется талар.

Лавочки для богослужений передала в дар одна из немецких церквей. Механический 17-регистровый орган фирмы Walker тоже привезли из Германии. Его подарила Гейдельгофская гимназия города Штутгарта.

Ольга Темирбулатова

Инклюзивный театр, детские богослужения и музыкальные вечера

Слева от входа в кирху есть помещение, в котором собирается община, а для детей здесь проводят занятия по подготовке к школе. В воскресенье те малыши, которые приходят в церковь с родителями, могут поучаствовать в детском богослужении. Такой интерактивный формат с песнями, танцами, играми и библейскими историями интересует их гораздо больше.

С последней недели ноября по Рождество и перед Пасхой в кирхе проходят музыкальные вечера, связанные с библейскими мотивами.

В лютеранской церкви также открыли инклюзивный театр, который получает призы на различных фестивалях и конкурсах. Ребята уже выступали с творческими номерами на концертах, посвящённых религиозным праздникам, и даже снялись в короткометражном фильме «Циркач» (6 ).

Пожар, производственные мастерские и «невеста Христова»

А теперь обратимся к истории лютеранства. Одно из самых старых протестантских течений зародилось в тот день, когда Мартин Лютер, монах Римско-католической церкви, выдвинул 95 тезисов, касающихся вопроса продажи индульгенций. Отпущение грехов за деньги, как считал Мартин Лютер, полностью противоречило библии. Это фактически означало, что «милость Бога можно купить».

На Руси первые лютеране появились ещё во времена Ивана Грозного. Спустя 60 лет после написания Мартином Лютером 95 тезисов, в Москве начали строить первую лютеранскую церковь. Позже количество таких церквей стало увеличиваться. Некоторые из них сохранились до сих пор.

Церковь Святого Георга в Самаре начал строить в 1861 году самарский купец Егор Аннаев. Она должна была быть римско-католической – в городе было много семей ссыльных поляков. В то время Польша была частью России. Её население боролось за свою независимость. В 1863 году в Польше произошло восстание. После этого католикам запретили иметь свои церкви на центральных улицах российских городов. Вчерне готовая церковь Святого Георга некоторое время была бесхозной. Только в 1865 году храм освятили как евангелическо-лютеранский.

Лютеранская община просуществовала до 1930 года. После церковь была закрыта, и в ней собирался клуб безбожников. Последнее, что здесь находилось – это производственные мастерские Союза художников. Во флигелях были коммунальные квартиры. Половина церкви была занята цементом и гипсом, в алтаре располагалась мастерская керамиста. Другая половина была мастерской скульптора.

Ольга Темирбулатова

В конце 1980-х в здании кирхи произошёл пожар, от которого храм сильно пострадал. После него окна заколотили фанерой и железом. На месте, где сейчас стоит орган, находилась огромная куча мусора. Крыша частично выгорела. Стены церкви были в копоти, полностью отсутствовало отопление. Точная причина возгорания до сих пор неизвестна – по одной из версий произошло короткое замыкание.

Комплекс кирхи передали общине 6 сентября 1991. После трёх месяцев уборки, 21 декабря 1991 года, в церкви провели первое богослужение. А уже 4 сентября 1994 года после большого ремонта церковь вновь освятили.

 При реставрации мы не могли определить точный исторический цвет здания. В первой половине XX века, уже при советской власти, оно было красным, который со временем выгорел и стал практически жёлтым. Ближе к концу 1990-х появились средства и качественные материалы, чтобы перекрасить фасад. Мы выбрали розовый цвет – тот, который понравился многим прихожанам. Кроме всего прочего в христианском понимании церковь – это «невеста Христова». Поэтому, как мы решили, она должна быть нарядной, нежной и красивой.

Ольга Темирбулатова

Кирху продолжают постоянно ремонтировать. На ступенях до сих пор виднеется гарь от того самого пожара, которую практически невозможно убрать. Где-то сохранилась «голая» старинная кладка. Как объяснила пастор Ольга Темирбулатова, это вовсе не дань моде. Связано это с тем, что церковь страдает от грибка. Ремонтные работы в историческом здании практически невозможно прекратить, так как закончив их в одной части, понимаешь, что другая вновь требует ремонта.

Сложность в реставрации церкви заключается ещё и в том, что комплекс кирхи – объект культурного наследия, памятник архитектуры федерального значения. Далеко не все фирмы могут вести здесь работы.

Доходы общины крайне ограничены, ведь все обряды и таинства проводятся бесплатно. Также здесь не продают свечи и иконы. Расходы по содержанию зданий покрывают за счёт имеющихся на территории кирхи пекарни, кофейни и чайного магазина, а также благодаря пожертвованиям. Также помогает правительство Самарской области.

Фото: Виктория Старосельская
Источник: https://komunavolge.ru/guides/architecture/asketizm-i-otkrytyy-altar-kirha-na-ulitse-kuybysheva.html