Среди памятников архитектуры города Самары удивительным образом выделяется лютеранская кирха — храм Святого Георга. Церковь действующая, сейчас здесь проводятся богослужения, а лютеранская община ведет активную духовно-просветительскую жизнь. Однако история кирхи была далеко не простой.
В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой веру с прежней родины, большая часть из них была лютеранами.
В 1853 году Самарским губернатором был назначен Константин Карлович Грот. Выдающийся государственный и общественный деятель, он был основателем и главой первой самарской лютеранской общины. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан, а в 1878 году — 300 прихожан. По официальным данным, в Самарской губернии в то время проживало 3,5 % немцев.
Сама кирха была построена и освящена в 1865 году. Изначально она строилась как католический храм, на пожертвования Егора Никитича Аннаева, купца 1-й гильдии, члена губернской земской управы, почетного гражданина города Самары. В конце 1858 года Егор Аннаев занялся благотворительной деятельностью. Он написал губернатору прошение о выдаче разрешения на постройку в Самаре католической церкви за свой собственный счет и в 1861 году получил разрешение. Строительство же началось в 1862 году на Дворянской улице.
Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время России, произошло восстание. Вследствие этого, все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. Чтобы не быть разрушенной, почти готовая церковь, с согласия Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам. Достраивалась церковь на пожертвования прихожан.
Многие годы евангелическо-лютеранская церковь была центром духовной и общественной жизни немцев всей Самарской губернии. При церкви работала частная школа и детский сад для детей из немецких семей. Из части пожертвований оказывалась помощь учителям и учащимся. Так же было создано общество «Поддержки образования», которое занималось развитием немецкой культуры.
Но после периода процветания настали трудные времена. 5 января 1930 года горисполком постановил закрыть церковь «по просьбе трудящихся», так было записано в решении. Сначала здесь собирался «Союз безбожников», позже ее использовали под склад. И только в 1991 году кирха была возвращена верующим.
21 декабря 1991 г. в ней было проведено первое Рождественское богослужение. В кирхе начались ремонтные работы, 8 августа 1993 г. на ней был установлен крест, а 4 сентября 1994 г. кирху освятили вновь.
Сегодня кирха — это не просто еще один храм или знак многоконфессиональности города. Это мощный духовный, культурный и просветительский центр, который позволяет прикоснуться к прекрасному всем людям, и не только верующим.