Проповедь на 1 адвент. Пс.23

Дорогие братья и сестры!
Думаю, буду не одинок, если вспомню, как в детстве мучительно долго тянулись дни последнего месяца второй четверти в школе. И очередное время каникул, с зимними развлечениями, елками и домашними праздниками,  казалось никогда не наступит. Большинство из нас не имели понятия о значении Рождества, но что-то волшебное всё равно ждали. Как писал Юрий Визбор:
И пахнет корка мандаринная,
Звезда висит старинная,
И детство все — такое длинное,
И наш такой короткий век.
Не то, чтобы я не любил учиться, но в детстве все мы были нетерпеливы и очень хотели побыстрее стать взрослыми.
И вот мы выросли… Чем старше становимся, тем время начинает лететь все быстрее, но  это уже совсем не радует. И как-то незаметно прошел очередной Церковный год, на календаре первое воскресенье Адвента.
Что ж дорогие друзья, с новым всех вас Церковным годом!  Да и светский Новый Год не за горами. Не исключаю, многие уже начали задумываться о предстоящих праздниках. Что подарить родным и знакомым, особенно детям? Где и как провести новогодние каникулы? И тут фантазия ограничивается лишь размером нашего кошелька и возможностями. Конечно, у каждого они разные. Кто-то может поехать в Таиланд, а кто-то не может себе позволить поехать в ближайший супермаркет, потому что он слишком дорогой. Однако, не смотря на достаток, каждый в меру возможностей готовится к встрече Нового Года, подводит какие-то итоги года ушедшего и каждый в душе надеется, что в новом году жизнь станет хоть немного, но лучше.
Человек во все времена своего существования жил надеждой на лучшее, иначе очень трудно жить.
Так и Израиль, не смотря на постоянные войны и оккупации, то Сирийской, то Египетской то Римской империей, произвол властей, непомерные налоги и унижение, жил надеждой на лучшее.
И у этой надежды было конкретное воплощение, имя которой – Мессия.
Вот как видел приход Господа в мир автор 23 псалма Царь Давид:
1 Псалом Давида. Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно,
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Кажется обычный иудейский текст, описывающий, как в Иерусалим, через городские ворота вносят ковчег завета. По описанию он был велик, а на его крыше стояли фигуры Херувимов, и по тогдашним представлениям Бог сидел именно на них. Конструкция была достаточно высокой, поэтому открытия обычных створок ворот было мало, они были низкие, и надо было открыть дополнительные створки в верхней части прохода – «верхи ваши».
Но, та часть псалма, которая не читалась в начале службы, сейчас прозвучала и, надеюсь, заставила вас  задуматься.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно,
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Мало того, чтобы Бог вошел в ворота, пришел к нам, надо что бы мы были достойны сопровождать его. Чтобы наши помыслы и руки и сердца были чисты. Лютеранин скажет — опять спасение через дела? Нет. Напомню вам строчки 22 хорала: «Очистим безотложно мы верою сердца, чтоб воспринять как должно Избранника Отца».
Главная проблема, это если наше сердце осталось не готовым! У кого из нас есть уверенность, что оно готово? А вдруг в нем, как и во времена Царя Ирода, не найдется  достойного места для родившегося младенца Иисуса? Хорошо, если где-то, в самом дальнем уголке нашего сердца найдется хотя бы кормушка для скота и соломенная подстилка, чтобы положить там новорожденного Спасителя.
Вот, что нужно знать о подготовке к Рождеству, вот зачем время Адвента. Не для суеты и беготни по магазинам, а для духовного роста, для подготовки нашего сердца к приходу Спасителя.
Еще надо понимать, что Рождество — это Первое пришествие. И нам надо готовиться не только к празднованию того, что было 2023 года назад, но и для того, что написано в 23 псалме за 1000 лет до Рождества — ко Второму пришествию. С точки зрения христианства, в 23 псалме зашифровано именно Оно.
Господь Иисус, вернувшись на землю, низвергнул  всех Своих врагов. Христос шествует к Иерусалиму, чтобы взойти на престол, как Царь царей и Господь господствующих. Это триумфальное шествие, какого прежде не видел мир. Точно так же, как очевидцы некогда были поражены глубиной страданий Спасителя, сейчас они онемели от величия Его славы. Царь входит в город со Своими верными подданными, чтобы взять скипетр всемирного владычества в Свои пронзенные при распятии руки. «Этот псалом, начатый 3 тыс. лет назад получает свое завершение внутри нас современных христиан, когда Иисус входит в наши сердца как наш правящий Царь, и обретет свое полное исполнение, надо только, что бы вся  земля и все населяющие ее приняли Его как своего Господа».
И если время Адвента станет для нас не временем ожидания праздника и подготовки домашнего хозяйства к застолью и веселью, а станет временем подготовки наших сердец к встрече рожденного Спасителя, тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь!
Пастор Алексей Попов