7 июля 2016 года состоялась передача «Человек и миръ», в которой уже по традиции участвовала пропст Ольга Васильевна Темирбулатова. Ведущий программы Олег Моргунов собрал в студии представителей различных конфессий и экспертов для обсуждения очень актуальной темы. Гостями в этот раз стали архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, зав. кафедрой православной педагогики Самарской Православной духовной семинарии; Аухадетдин Канюкаев, имам хатыб исторической мечети; Ольга Васильевна Темирбулатова, пропст Евангелическо-лютеранских общин Самарской области, и Елена Владимировна Васильева, кандидат психологических наук, начальник отдела консультации, диагностики и коррекции ГБУ СО «Самарский областной центр помощи семье и детям».
Темой этого эфира стало «Уголовное преследование для родителей за наказание детей». Дело в том, что российское общество сейчас взбудоражено новыми поправками в уголовный кодекс, которые уже называют «законом о запрете воспитания». Согласно этим поправкам за физическое наказание ребенка, не повлекшее последствий для его здоровья, родители могут отправиться за решетку на срок до двух лет. С одной стороны, мы понимаем, что это очень мощный рычаг воздействия на неблагополучные семьи, где зачастую не просто калечат психику, но и просто физически уродуют своих детей. С другой стороны – есть традиционный подход к воспитанию, когда умеренное наказание ребенка считается не только допустимым, но и необходимым для правильного формирования личности. Более того, это же укладывается в религиозные рамки большинства традиционных конфессий. Так вот: запрет наказаний для детей в условиях российского общества: будет ли он во благо и будет ли работать?
Есть ли необходимость принятия такого закона? Какие же основания были для введения этих поправок? Прежде всего, это рост насилия (за 3 года на 42%), он связан с ростом неблагополучных семей. Об этом говорит тот факт, что реабилитационный центр для детей, попавших в трудную жизненную, в первую очередь, с психотравмами после жестокого обращения, заполнен в последнее время всегда на 100%. Психотравмы, естественно, разные – все зависит от степени насилия и от личности самого ребенка, как реагирует психика ребенка на насилие. Для одного повышенный тон будет травмой и причиной замыкания в себе, а для другого – действительно жестокое обращение ничем не обернется. Спорной поэтому оказывается правомерность наказания в отношении родителей. Как определить превышена она или не превышена?
Религиозные концепции, по сути, первые воспитательные системы, имеющие громадный опыт. Как относится христианство и ислам к наказанию детей?
В православной церкви, например, было два заседания патриаршего совета по проблемам материнства и детства. И РПЦ абсолютно отрицает эти поправки. За основу всегда берется патология, а патологий, на самом деле, очень маленький процент. Поправки в законе рассчитаны на нормальные семьи. Кроме того, поправки в отношении наказания, а не насилия. Слово «наказание» происходит от слова «наказ» — наставление, как жить. Поэтому Священное Писание, оно не ограничивает детей от греховной жизни. Наказание исходит от крепкой родительской руки, в том числе и физическое, в случае если ребенок не справляется с собой и может навредить себе.
Библия обращается к теме наказания, и чаще всего в Книге Притч: «Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». (Пр. 23, 13-14) В библейских текстах воспитание не исключает наказания. Само отношение к детям меняется только с пришествием Иисуса Христа. Иисус говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк 10, 14). Эти слова в корне меняют отношение к детям.
В исламе воспитанию детей уделяется большое внимание и тоже существует наказание. Как правило, до 7 лет ребенка трогать не разрешается, поскольку в его мире еще нет страстей. 15-летний возраст уже считается совершеннолетним, и тут уже поздно – бей, не бей. Поэтому здесь возникает спорный вопрос, как же воспитывать? Есть такое поверье, что если ты не знаешь родословную своего супруга (своей супруги до 7 колена), то ты опоздал в воспитании своего ребенка на 200 лет.
Господь практически каждому человеку дал возможность деторождения. Но не каждому дал талант педагога. Если бы Он хотел, чтобы дети росли и воспитывались исключительно словом, то они бы рождались только у людей, наделенных даром педагога. А поскольку этого нет, то люди вправе использовать другие доступные им способы воспитания.
Порой кажется, что применение определенного насилия в семье практикуется по той простой причине, что этот метод банально эффективен. Далеко не все люди, а проще говоря, очень не многие обладают достаточным педагогическим талантом, чтобы воспитывать исключительно словами. В то время как шлепок по попе моментально закрепляет в ребенке понимание, что такое хорошо и что такое плохо.
Эффективным наказание становится по причине того, что сегодня родители попросту не знают, как воспитывать – они знают, что делать с маленькими детьми: пеленать, кормить и т.д. Но когда дети вырастают и их поведение становится бесконтрольным, единственным методом воспитания, действительно, становится физическое ограничение.
Поправки закона, на самом деле, вызывают такой протест не потому, что вырос процент насилия в семьях, а потому, что государство вдруг решило вмешаться в дела нормальной семьи. Получается, это дискриминация родных людей (ведь за одно и то же действие – чужой человек получает штраф, а родитель – 2 года лишения свободы). Кроме того, этот закон делает равными детей и взрослых, но испокон веков такого не было. Священное писание всегда гласило об иерархии в семье – «чти отца и мать свою». Между Богом и ребенком стоят родители, и пока они отвечают перед Богом за ребенка, они могут наказывать его, в смысле наказом направлять жизнь в правильное русло – словом ли или лишением удовольствий, или ограничением свободы, например. В итоге получилось, что поправка противоречит самому закону, хотели смягчить, а вышло, наоборот, — такой юридический театр абсурда.
Прежде чем такие законы принимать, нужно работать с родителями. Это обязанность, прежде всего, старшего поколения, но церкви и общества. Родители ведь воспитывают детей не в одиночку, их воспитывает еще социум, все государственные, общественные, религиозные институты. Конечно, нельзя у родителей отнять право воспитывать ребенка по своим убеждениям. И только в семье есть возможность физического наказания. И чтобы у родителей появились здесь какие-то пределы, необходимо воспитание самих родителей в их семьях и в церкви.
С точки зрения религии наказание – это проявление любви. Отсюда известная фраза «бьет – значит, любит». Наказание появляется именно тогда, когда не все равно. И в семье это бывает, потому что не безразлично то, как живут и растут дети, какими они хотят быть и какими станут, этим всем движет любовь. Вот если нет любви, то это преступление.
Физическое наказание детей всегда вполне укладывалось в российскую воспитательную традицию. Известные поговорки «Люби дитя, как душу, а тряси, как грушу». «Лупи чадо смолоду, будет чадо золото». И ведь нельзя сказать, что вырастали поколения ущербных людей. И ведь тогда существовали церкви. Человек с проблемой всегда шел в церковь на исповедь, где понимал, правильно он сделал или нет. Это было одно поколение, за которым пришло следующее, у которого не было такого, так сказать, «консультационного центра». Как итог, получили рост насилия. И сейчас государство вынуждено взять на себя такую функцию контроля, раз нет религиозно-морального контроля. Другой вопрос, получится ли это у государства с помощью закона, ведь он совсем не избирателен?
Но имеется и другой механизм: сегодня дети очень продвинутые, и посредством СМИ они быстро узнают об этом законе. Что страшно, они начнут им пользоваться…
Ну а если смоделировать ситуацию. Представим, что закон действует на сто процентов и на сто процентов соблюдается. Через 18 лет вырастают дети, которых в семье никогда не наказывали. Какое поколение мы получаем?
А в нормальных религиозных семьях так и происходит, никто никого не бьет. И вместо того, чтобы вводить такие законы, лучше бы ввели в массы религиозную культуру, где нет дискриминации родителей или детей. Государство пытается европеизировать систему воспитания, тем самым нарушив нашу традиционную систему, непонятную Европе, когда отшлепал ребенка, а потом вместе с ним на рыбалку. Именно в такой традиционной системе дети адекватно воспринимают наказание.
Ну и в заключение ведущий спросил участников, будет ли работать этот закон?
Все сошлись во мнении — однозначно, нет, этот закон не продуман и требует серьезной доработки. Об этом говорит первая волна общественного протеста, которую мы наблюдаем.
Материал составлен по программе «Человек и Миръ», ГТРК, Самара
Татьяна Одзиляева, референт общины