Проповедь по Ионе 4, 1-11

Дорогая община!
На сегодня тема проповеди из книги Иона, 4 глава. Эта книга отличается от других пророческих книг тем, что в ней содержатся не пророчества как таковые, а личная история самого пророка Ионы. Думаю многие знают об этом персонаже, даже те, кто не читали Библии, слышали историю о чудесном спасении из чрева кита.
Пророк Иона был один из так называемых «малых пророков». Это историческая личность, что подтверждается  текстом из  4 книги Царств14, 25 «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрёк через раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера».
Итак, Иона отправляется по приказанию Божьему в языческие земли, в Ниневию. Ниневия печально прославилась развратом и грехом. Господь задумал за это подвергнуть город суду и наказать его жителей. Он направляет туда пророка Иону, чтобы тот рассказал ниневитянам о том, что их ждет, и может быть, образумил бы их, дал им возможность покаяться. Иона очень не хотел туда идти, прежде всего, потому, что население города были язычники. Иона, будучи правоверным иудеем даже помыслить себе не мог, что их можно образумить, привести к Богу и тем более спасти. В дороге с Ионой происходили разные приключения,  бури, проглатывание китом, но смысл рассказа не в том, что кит, поднатужившись, как-то проглотил пророка, а в том, что даже ужасные чудища морские служат Богу!
И вот это существо, кем бы оно ни было, поплыло и выплюнуло Иону не куда-нибудь, а  именно на берег Ниневии. Пророку ничего не оставалось, как начать проповедь. Он предупреждает ниневитян, что они будут наказаны за свои грехи.
И происходит чудо, настоящее, не идущее ни в какое сравнение с китом или бурей — это  чудо покаяния.
«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». Иона 3,5
Какое потрясающее покаяние – постятся даже животные.
И Господь смилостивился и простил их.
А что же Иона? Он от этого очень… расстроился.
1 Иона сильно огорчился этим и был раздражён.
2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8 Когда же взошло солнце, навёл Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? Иона 4
Да благословит Господь слово, обращенное ко всем нам.
Возможно, Иона считал, что в глазах ниневитян выглядит обманщиком. А может быть, в самом деле, над ним местные жители подшучивали. Он обещал городу кару Божью за грехи, а господь их помиловал…
Раздраженный Иона вышел за город и сел на солнцепёке лицом к городу, чтобы наблюдать, что будет дальше. Господь пожалел его и вырастил рядом с ним прекрасное растение, и оно покрывало пророка своими прохладными сочными листьями. В тени этого растения Иона лежал и размышлял о том, как Господь несправедливо с ним поступил: направил в этот город, заставил три дня просидеть в чреве чудовища, сделал посмешищем, потому что никакого Суда и казни нет.
Тогда Господь, как говорит опять же книга Ионы (книга, кроме того что увлекательная, еще с очень хорошим  юмором) посылает червяка, который за ночь подгрыз корень растения, что своими листьями закрывало от зноя Иону и это дерево засохло. Тут Иона, в расстройстве от того, что все у него плохо, все не получается, закричал: «Лучше мне умереть, нежели жить!»
Очень интересный диалог происходит после этого. Господь спрашивает: «Тебе жалко это растение?»  «Очень, очень жалко!» – возопил Иона. 10 стих: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Удивительные слова! У кого повернётся язык после этого ставить вопрос о равнодушии Бога к человеческому страданию? Господь говорит — тебе жалко какую-то траву, неужели ты думаешь, что Мне не жаль целого народа?
…Вот такая книга пророка Ионы. История очень увлекательная. Но она говорит нам об очень высоких богословских  вещах — с одной стороны, и о нашем  человеческом несовершенстве — с другой.
Одну мы уже с вами обозначили: от Промысла Божьего, от воли Божьей не убежишь. И даже пытаться бежать не надо, будет только хуже!
Другая – посмотрите, как Бог любит человечество. Часто мы задаемся вопросом, почему  на этой земле вместе с праведниками существуют и злодеи и грешники? Потому, что Господь долготерпелив и многомилостив и Он не желает погибели никакого, даже самого закоренелого грешника, а ждет, чтобы люди покаялись.
И вот тут появляется во всей красе третья сторона сказанного в книге — человеческое отношение к другим людям, наше неумение прощать, наша гордыня.  «Я то, понятно, такой хороший, как меня не простить, но почему, Бог, Ты простил вот этого человека? Ведь я его не люблю, он поступает вопреки мне, не считается с моим мнением, и я жду, когда же ты его накажешь.  А он продолжает благоденствовать и это меня огорчает». Даже пророк, вроде бы человек божий, прежде всего человек. Он, как и мы, сел  в сторонке в надежде увидеть, как будут страдать грешники, и как многие из нас, не дождался.   Господь потому и велик, Он совершенно по-другому видит мир и Он дает время людям покаяться! Об этом говорят пророки еще в Ветхом Завете. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» Иезек.33, 11
В Новом Завете, когда люди недоумевали, почему Господь медлит наказать грешников, Апостол Петр отвечал: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» 2 Петр. 3, 9
Кто- то сейчас подумает  — что бы все покаялись? Такое возможно?
Да это трудно представить.
Но Петр ведь именно для этого и осуществил задуманное Иисусом, заложил основание Церкви! Что бы у людей появился шанс, что бы сюда приходили люди, чья совесть часто просто сожжена грехом. Тем не менее, эти люди приходят, и оказывается, что совесть у них есть. Просто она загнана в подполье души. И человек начинает духовную жизнь, начинает каяться. Начинает исправляться, молиться, и благодать Божия его омывает и очищает. И он уже понимает, что Господь его сажает одесную, то есть, справа от Себя и что одевает в прекрасные одежды  Своей духовности, как блудного сына, который вернулся из далекой страны к Отцу. И что Отец его Небесный принимает его с распростертыми объятьями и прощает.
И тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.
Алексей Попов, проповедник