Органный концерт для смягчения сердец

Евангелическо-лютеранская церковь святого Георга стала одним из центров органной  музыки в Самаре. Благодаря поддержке пастора Ольги Темирбулатовой, здесь активно ведется не только общественная, благотворительная, но  и культурно просветительская деятельность. 17 июня в кирхе состоялся концерт студентов и выпускников класса доцента Самарского государственного института культуры, кандидата искусствоведения, органистки церкви Анны Карповой. Программу составили произведения разных веков, стилей и жанров: крупные многочастные сочинения, пьесы и ансамбли. Публика, заполнившая пространство собора, с интересом   внимала музыке. Это, безусловно, были не случайные люди – не профессионалы, не музыканты, но оказавшиеся здесь по велению сердца.
В начале концерта прозвучала прелюдия ми минор Николауса Брунса. Произведение эпохи барокко, состоящее из нескольких разнохарактерных разделов, было исполнено Ириной Дюньдяевой ярко и экспрессивно. Красочность, мозаичность и пестрота сочинения не помешали целостности его восприятия. Интересно было следить за формированием музыкального материала, рождающегося из отдельных «общих» формул движения, как из обычного прелюдирования выкристаллизовывается основная тема фугато.
Яркое впечатление в исполнении  Ирины произвела рапсодия Камиля Сен-Санса, отличающаяся музыкальной живописностью.
Полнозвучные и сочные аккорды сменялись струящимися под сводами собора радужными фигурациями, создавая почти осязаемый образ чистой красоты.
Пастораль Луи Лефебюра-Вели, малоизвестного французского композитора, не претендовала на глубину содержания, зато порадовала мягкостью, спокойствием, позитивностью настроя. Пьесу достойно представила публике Алена Шмотова.
Соната Иоганна Кванца прозвучала в переложении для домры и органа. Ансамбль Елены Хмеленко и Валерии Ивановой существует не первый год, однако тембровое сочетание этих инструментов воспринимается по-прежнему свежо. Исполнители передали изящество и галантность музыки придворного композитора Фридриха Великого, подчеркнув ее светский характер.
Практически ни один органный концерт не обходится без произведений И. С. Баха. Две хоральные обработки из сборника «Органная книжечка» сыграла Анна Колесникова. Студентке больше удалась первая – Wenn wir in höchsten Nöten sein («Когда мы в глубочайшей нужде пребываем»), исполненная с правильной артикуляцией, интересной регистровкой, с осознанием значимости этой музыки.
Кантабиле – одно из самых популярных сочинений основателя французской романтической органной традиции Сезара Франка. Музыке этого композитора присущи мелодичность, кантиленность, плавность. Исполнению Елизаветы Степиной не хватило необходимого легато, зато удалось привести развитие к выразительной кульминации. Канон между мануалами и педалью прозвучал логично и убедительно.
Состоявшийся концерт показал, что в нашем городе есть талантливые музыканты, владеющие игрой на органе, готовые делиться своим искусством со слушателями. Замечательно, что Евангелическо-лютеранская церковь предоставляет такую уникальную возможность восприятия живого инструмента в естественной для него акустике.
(Анна Лазанчина, Татьяна Поберёзкина, из материалов газеты «Культура» №234)