160 лет в служении – Лютеранская Кирха празднует юбилей

В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин – Константин  Грот. Он объединил в 1854 году жителей города лютеранского вероисповедания в первую общину и возглавил ее. Таким образом, в юридическом смысле появилась законная Евангелическо-лютеранская община (в документах было записано «Общество»)  г. Самары, это произошло 22 сентября 1854 г.
В ХIХ веке в Самаре была достаточно большая католическая община, состоящая в основном из сосланных поляков.  В этот исторический период Польша входила в состав Российской Империи. Периодически вспыхивали антироссийские восстания, которые подавлялись и участников отправляли в ссылку, в том числе и в Самару.
Русский купец Егор Никитич Аннаев, католик немецкого происхождения, на собственные средства купил участок земли и начал в 1861 г. строительство храма для своих единоверцев.
После очередного польского восстания, в 1863 году, католикам было запрещено строить храмы. И вчерне готовая церковь некоторое время стояла без изменений. Наша община обратилась на имя Императора Александра II с просьбой передать храм лютеранам Самары. Ответ был положительным, но с условием: «… если жертвователь не возражает…». Егор Никитич  Аннаев не возражал и с согласия католической общины храм был передан лютеранам, но договорились, что когда будет приезжать ксендз, то католики смогут проводить свои богослужения. 19 января 1865 года Егор Никитич Аннаев подписал дарственную на Лютеранскую общину. Церковный Совет направил ходатайство на высочайшее имя с просьбой наградить Егора Никитича Аннаева орденом Святого Станислава 3 степени за его щедрый дар.
В связи с новыми задачами, стоящими перед общиной был избран новый Церковный Совет сроком на 3 года, состоявший из 6 членов. Был объявлен сбор пожертвований, взяты средства из лютеранской кассы взаимопомощи, Аннаев кроме всего прочего подарил общине 200 рублей. Всего удалось набрать 4975 рублей и 65 копеек. Этой суммы было достаточно для завершения строительства храма. Работы пошли полным ходом. Члены Церковного Совета следили за ходом строительства и приобретали необходимую церковную утварь.
И вот Московская Консистория поручает пастору Пундани из Казани при ассистенции пастора Майера из Симбирска освятить новую церковь.
26 сентября 1865 года
собрались все прихожане у дома директора банка Оерштрёма, который жил недалеко от церкви на ул. Дворянской и отправились большой процессией к церкви, впереди которой шли пасторы Пундани и Майер, а за ними члены Церковного Совета. Каждый из членов Совета нес что-то из предметов церковного имущества: чашу для причастия, подсвечники и.т.д. Мальчик по имени Эмиль Нойберг нес на подушечке из красного шелка ключи от церкви. Пастор Пундани, после короткого обращения к собравшимся, взял ключ, трижды благословил замок и отворил дверь. Сразу же зазвонил колокол, и зазвучала фисгармония. Оба пастора вступили на алтарь, пастор Пундани освятил храм Евангелическо-лютеранской общины г. Самары, а пастор Майер держал проповедь. Смешанный хор, в котором пели также и русские жители города, придал особенную торжественность событию.
Давняя мечта самарских лютеран сбылась.
До 1918 года община в Самаре работала беспрепятственно  в соответствии со своим предназначением: служить Богу и людям. Но Революция 1917 г. внесла свои суровые для церкви коррективы. Наступило время, когда судьба прихожан, пасторов Евангелическо-лютеранской общины Самары и ее храма мало отличалось от судьбы других  верующих и других церквей в новой Советской России.
На первом этапе советская власть подавляла религиозные организации, которые воспринимались как конкурирующие для новой идеологии. Самарская община лютеран лишилась имущества и права осуществлять образовательную деятельность, а также стала обязана вести регулярный документооборот, подотчетный губернскому исполнительному комитету и испрашивать разрешения для приема новых членов общины, т.е. для конфирмации. Но, тем не менее, богослужения проводились, и община прирастала новыми членами, правда, их число было небольшим. На слайде вы видите  свидетельство о конфирмации – это была последняя конфирмация, которая состоялась 02 сентября 1928 г. Со временем в условиях индустриализации и коллективизации борьба с религиозными организациями начала ужесточаться: помимо пропаганды появились физические преследования верующих, и в особенности лютеран. Общинам запрещалось вести образовательную и благотворительную деятельность. Фактически у церкви были изъяты права юридического лица.
5 января 1930 городской исполнительный комитет постановил закрыть церковь.
В Кирхе сначала разместили «Союз воинствующих безбожников», Антирелигиозный музей и филиал антирелигиозного института.
Несколько позже – Музей школьника. Тогда же мастера кисти положили глаз на это здание. Здесь разместился Союз советских художников.
19 августа 1991 в Самаре была заново официально зарегистрирована «Евангелическо-лютеранская община».
Решением Городского исполнительного комитета от 6 сентября 1991 г. № 651 г. Самары комплекс Лютеранской кирхи был передан в безвозмездное пользование общины.
1 декабря 1991 г. при сильном морозе (отопление в храме отсутствовало) было отпраздновано первое Рождественское богослужение, после более чем 60-летнего перерыва. Богослужение проводили 21, а не 25 декабря, т.к.  пастор приехал  из Москвы, и ему предстояло посетить еще несколько общин.
На этом первом богослужении от Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви была подарена алтарная библия – по тем временам бесценный подарок.
8 августа 1993 г.  был вновь установлен крест на колокольне Евангелическо-лютеранской церкви.
В конце 1993 года был начат ремонт в церковном зале, который на тот момент представлял собой закопченное помещение после пожара.
Вместо балкона было нагромождение обгоревших балок, досок и мусора. Над балконом в крыше зияла дыра, окна были забиты железом или фанерой. В 1991 г. были начаты регулярные богослужения, но проводить их в таком зале и дальше было неприемлемо.
4 сентября 1994 г. церковь была  освящена после основательного ремонта.
После многолетних обращений в разные инстанции 15 июля 2010 г. Владимир Владимирович Путин, на тот момент Председатель Правительства РФ, подписал распоряжение №1171-р о передаче комплекса Лютеранской кирхи в собственность общины. Благодаря финансовой помощи Правительства Самарской области ведется реставрация комплекса – объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
Сейчас в Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга действуют несколько социально-значимых проектов:
Работа с детьми и молодежью:
Два раза в год проводится христианский лагерь для детей и подростков, библейские недели для школьников и еженедельно проходят молодежные встречи, а также перед Рождеством мы приглашаем детей из школ, в которых преподается немецкий язык на  мастер-классы.
Работа с молодыми людьми с ограничениями возможностей здоровья:
Развивающие и социализирующие занятия – два раза в неделю. Инклюзивный экспериментальный театр «Встань и иди!», который подготавливает и представляет по два спектакля в год. Этот работа и театр возникли из проекта Евангелическо-лютеранской общины города Тольятти, начатого 16 лет назад пастором Татьяной Шадт. Поскольку данная деятельность стала известна сообществу семей с детьми с ограничениями возможностей здоровья в г. Самаре и области, то они обратились к самарской общине с просьбой организовать нечто аналогичное.
Кормление людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: проект по обеспечению горячим питанием в холодное время года нуждающихся людей существует уже на протяжении 15 лет.
Помощь вынужденным переселенцам из Украины.
Эта помощь активно оказывалась в 2022-2024 гг., когда в нашу область приехало несколько десятков тысяч беженцев из Украины.
26 сентября 2025 г. день в день началось празднование 160-летия со дня освящения Лютеранской кирхи в Самаре.
Министр внутренней политики Сергей Васильевич Филиппов приветствовал собравшихся и зачитал поздравительный адрес от губернатора Вячеслава Андреевича Федорищева  и вручил благодарственные письма губернатора Самарской области пастору Татьяне Шадт, председателю Церковного Совета Эдуарду Конради, проповедникам Павлу Рейтенбах и Андрею Калашникову, органистке Анна Карповой, руководителю хора Елене Тумановской. Руководителю театра «Встань и иди!» Елене Спириной и бухгалтеру Лидии Рейтенбах.
Представитель Самарской митрополии Русской Православной Церкви архимандрит отец Вениамин подчеркнул общность судеб православных храмов и лютеранских церквей в советской России и не все храмы пережили времена гонений на Церковь. Это большая радость, что Кирха в Самаре сохранилась и, слава Богу, что теперь мы имеем свободу вероисповедания и государство оказывает поддержку и помощь в развитии религиозных сообществ.
Заместитель епископа Евангелическо-лютеранской Церкви европейской части России Виктор Сергеевич Вебер передал слова поздравления от епископа. В воскресенье на праздничном богослужении проповедовал по Первому посланию ап. Петра 5,5-11. Центральная мысль текста «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (ст.5). Проповедь была яркой наглядной и запоминающейся.
В 1991-1992 годах церковь евангельских-христиан баптистов «Преображение» активно помогала в возрождении общины Св. Георга. Была направлена к нам супружеская пара проповедников Грачевых для проведения по субботам в полуразрушенном помещении кирхи библейских занятий. Поэтому поздравление пресвитера церкви «Преображение» Евангельских христиан-баптистов Олега Герсоновича Пузанкова  особенно порадовало общину.
О давних добрых отношениях с лютеранами сказала пастор Объединенной Методистской Церкви в своем приветственном слове.
Группа молодых людей из проекта «Клуб Инициативы Тольятти» Евангелическо-лютеранской общины г. Тольятти — сокращенно – «КИТ» приехала поздравить и  представила небольшой сюжет на тему «Веселая кухня» Даниила Хармса. Надо было видеть, как вдохновенно играли ребята с ОВЗ и оживили вечер.
Особая благодарность хору из Сарепты под руководством Ларисы Украинской, приехавшим на наши юбилейные празднования. В эти же дни у них на родине отмечали 260 лет Сарепте – уникальному поселению гернгутов в России.
Директор Регионального центра  немецкой культуры Юлия Карташова: «Община, созданная на рубеже XIX века, представителями немецкого народа, была и остается местом сохранения и развития межконфессионального взаимодействия и согласия, популяризации истинных христианских и общечеловеческих ценностей».
В субботу состоялся музыкальный вечер. Анной Карповой (орган) и Анной Лазанчиной (флейта) были исполнены произведения барочных композиторов, которые сопровождались «живыми картинами» художника Романа Коржова.
В воскресенье торжественное богослужение открыли пением  «Alta Trinita beata“ два хора – самарский и гости из Сарепты. Заместитель епископа В.Вебер проповедовал, а в 16 часов органист из церкви Святого Фомы г. Лейпцига, в которой творил И.С. Бах, исполнил замечательный концерт, который и стал завершающим мероприятием.
Темирбулатова О.В. пропст