Проповедь по Гал 2, 16-21

o-CHRISTIANITY-BEFORE-PAUL-facebookБлагодать вам и мир…

Дорогая община!

Текст на сегодняшнее воскресенье взят из послания апостола Павла к галатам из 2 главы, стихи 16-21:

«16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.»

Для апостола, который превратился из преследователя христиан Савла в Павла, для него стал Иисус Христос всем и вся: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Можем мы так сказать о самих себе? О себе я не могу сказать, что моя вера настолько сильна и велика, что моя жизнь целиком и полностью посвящена Иисусу.

«Только по благодати в вере в спасение во Иисусе Христе, а не в результате наших заслуг, принимает нас Бог и дает нас Святого Духа, который обновляет наши сердца, призывает нас и делает нас способными для добрых дел». Так записано в «Совместном заявлении по вопросам об оправдании Всемирной Лютеранской Федерации и Римско-католической Церкви», которое было сделано в 1999 г. в Аугсбурге.

«Оправдание грешника исключительно по благодати», — так звучит основная формулировка. Я заменяю слово благодать на милость, т.к. «благодать» имеет более широкое значение, а «милость» предполагает любовь.

«Оправдание грешника исключительно по милости Божией». Эти слова стали для многих в пору Реформации, а также и сегодня, словами, дарящими свободу.

Но еще задолго до Реформации в общинах Галатии и Антиохи задавались вопросом, как обрести милость Бога.

Небольшая историческая справка: Термин «Галатия» употреблялся в двух разных значениях. Он относился к провинции, которая простиралась от  Памфилии на юге Малой Азии до Понта у побережья Черного моря. Этим термином также обозначалась северная часть вышеуказанной провинции, где осела группа галлов, давшая имя всей провинции. Непросто представить себе, что имел в виду Павел, используя этот термин. Некоторые ученые полагают, что он говорил о географической области, т.е. адресаты – это несколько северных церквей. Другие полагают, что о политической, и в этом случае Павел пишет нескольким церквям Южной Галатии, основанных им во время первого миссионерского путешествия. Но это не существенно важно.

Так вот, еще задолго до Реформации в общинах Галатии и Антиохии  разгорелись споры на тему того, как я могу оправдаться перед Богом. Но может все-таки следует соблюдать заповеди чистоты и традиции, знакомые с детства. На всякий случай? Разгорались горячие споры, что и послужило поводом для  написания Послания к галатам явилась тревожная весть о появлении в галатийских церквях лжеучителей. Они настаивали на обрезании галатов и на исполнении ими отдельных положений  закона Моисея: соблюдения праздников и запретов, касающихся пищи. Тем самым они противопоставляли законность, основанной на соблюдении заветов, вере, даровано Божьей милостью. Лжеучителя не принимали принципа Павла «или-или» и пытались найти компромисс между Законом Моисея и свободной милостью – благодатью – Иисуса Христа. ПкГ – это исповедание совершенного спасения и оправдания грешников через веру в Господа Иисуса Христа. Все остальные темы – авторитет и призвание апостолов, значение Закона — находится в подчинении у этой главной идеи. В Послании к римлянам мысль об оправдании грешников через веру также является центральной, но там основной удар направлен против неправедности язычников и ложной уверенности иудеев в своей непогрешимости. В ПкГ Павел восстает против распространения в христианских церквях нового учения иудействующих, согласно которому основание для спасения является действие человека. ПкГ – это жгучий протест против ложного благочестия и его носителей, утверждавших, что спасение может основываться на чем-либо ином, кроме жертвы Иисуса, принесенной на кресте Голгофы. Здесь особенно ярко раскрывается глубокое понимание Павлом истинного смысла Евангелия. Любое человеческое тщеславие, особенно тщеславие, кичащееся своим благочестием развенчивается крестом Христовым.

Возвращение под иго закона означает для Павла возобновление служения вещественным началам. Закон для иудеев и язычников – это лишь промежуточный этап, это наставник и посредник на пути к Иисусу Христу. Только Христос спасает людей и создает из них новую тварь, Израиль Божий. Но этим Павел не ограничивается, он показывает. Что Христос не только противостоит ветхозаветному закону, но одновременно является его исполнением. Где торжествует Его дух, там исполняется и закон. Сущность нового человека — в Духе, и по Духу он должен поступать. Пкг очевидно достигло своей цели. В последующих посланиях Павла больше не упоминается о разногласиях с галатами. Напротив, из 1ю Кор 16, 1 можно заключить, что галатийские церкви достигли полного единомыслия и усвоили его проповедь и хорошо понимали, что не заслужить небеса посредством богоугодных дел.

Нет, Богу этого не надо. Ведь они крещены вне зависимости от происхождения – еврейского или иного.

Но это стремление угодить и Богу и миру, оно по-прежнему держит мир в своих сетях. Если бы так просто было бы противостоять мнению большинства. Или заповеди достаточно свободно соблюдать. И как можно соответствовать требованиям дня? Как противостоять давлению успеха в профессиональном плане, не говоря о том, что мы постоянно следим, чтобы мы получить признание. В нашем подсознании сидит это стремление быть признанными. .Аннетта Рауэрт в своей повести «Шаг назад» описывает юношу, который должен был совершить прыжок с 10 метровой высоты. Он стоял на краю вышки и только один шаг отделял его от прыжка. Тренер кричал «Прыгай!». Но парень тянул с прыжком. Он боялся. Ему было страшно- страшно. И он понял, что если он сейчас прыгнет, то разобьется. В голове пронеслась мысль: «Лучше разбиться, чем опозориться перед этими людьми». Он посмотрел вниз в устремленные на него сотни жестких глаз без тени жалости. Он задумался: «Что мне даст этот прыжок?» Сомнение разрывало сердце. Правильно я поступаю или нет? Он знал, что от него ожидают. Но все его существо противилось этому. Геройство ли это – прыжок с 10 метровой высоты? Кому от этого станет лучше или хуже? Сначала медленно, а затем решительно он развернулся и стал спускаться с вышки. Совершенно осознанно. От его сомнений не осталось и следа. С холодной уравновешенностью прошел через толпу удивленных людей, открыто смело, глядя им в глаза. Никто не посмел произнести ни слова. Этот юноша почувствовал себя так, как будто сдал самый важный в его жизни экзамен. Он даже испытывал некоторое уважение к самому себе.

Мы не знаем, что подвигло этого парня противостоять давлению ожидания и не согнуться. Но он не постеснялся своей слабости и от этого почувствовал себя сильнее. Это было непросто как для него, так и для окружающих. Такие переживания экзистенционального плана были Павлу на его пути к вере не чужды.

«и уже не я живу, но живет во мне Христос». Такие почти мистически звучащие слова происходят из текстов для крещения. Аналогичные слова произносят порой  и влюбленные. В этих словах сокрыта глубокая связь, в которой  мое Я нашло себе партнера. Когда люди крестят и крестятся, то возникает тесная связь. Не только между крещаемым и крестящим, но и связь с Богом и Иисусом Христом.

В нашем мире все и всё ожидают от нас дел, результатов, достижений. И очень трудно этому противостоять. Действительно, как жить, если ни к чему не стремиться, если не хотеть и желать? Ведь жизнь становится тогда неинтересной и мы сами себе становимся неинтересны. Нам всем нужны дела. Конкретные дела. По ним мы судим. По ним мы оцениваем других и себя. Как же так, что Богу наши дела не важны? Может, следует спокойно разлечься на печи и ждать, когда Господь призовет меня. Я ничего плохого и не делал, и не стремился делами заслужить спасение, значит мне открыта дорога в рай. Иди дорогой. Но на самом деле Бог не желает нашего праздного безделья, как и не желает нашего бессмысленного и жалкого существования. Он хочет, чтобы мы жили полноценно со всеми радостями и огорчениями, падениями и высотами. Пассивному человеку Бог не нужен. Он и так неплохо справляется со своим лежанием. Именно активный человек нуждается в Боге, в Его помощи и поддержке, во вдохновении, здоровой одержимости. Бог дает это все нам в Иисусе Христе. Иисус умер за тебя. Он совершил все, что ты должен и мог бы совершить. Ты свободен для жизни. Живи и принимай Иисуса через веру в сердце! И в своей активной жизни ты наверняка совершишь ошибки и натворишь дел, но Бог может все твои ошибки, все твои грехи простить тебе, если ты примешь Христа всем своим сердцем. Поймешь, что Бог ради тебя жертвует Своим Сыном, который исполнил закон. Это вовсе не значит, что закон отменен и я свободна от заповедей – нет. Закон определяет мои границы и показывает, что я неправильно делаю. По заповедям я оцениваю себя и понимаю, что я грешна перед Богом и ближним моим. Закон или заповеди говорят мне о том, насколько я нуждаюсь в Боге и Его прощении. Соответственно во Иисусе Христе, Его спасительной жертве на кресте. И тогда приходит понимание того, что «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Который спасает меня через мою веру. Как же быть с делами? Забыть о них? Нет. Если  я принимаю Христа, то я принимаю любовь Бога ко Мне, соответственно как человек одаренный любовью я не могу эту любовь не нести дальше и поступаю по любви и совершаю добрые дела. Я их делаю не для спасения, а потому что не могу иначе.

Аминь.

Ольга Темирбулатова, пропст