Проповедь по 1 Тим 2, 1-6 о молитве

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Дорогая община!

В древности люди не знали, что земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Поэтому Архимед-математик и физик того времени в 3 веке до Рождества Христова мог сказать: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Современный датский богослов Сёрен Кьеркегаард перефразировал это изречение: «Точка опоры Архимеда – это молитвенная комната. Просто непостижимо, что может человек, если он молится!»

О том, насколько может изменить мир молитва, говорит нам сегодняшнее воскресенье, которое называется Рогате «просите». Вернее сказать, нас призывают к этому. Автор послания к Тимофею пишет: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков».

Этим самым нас предупреждает автор об ответственности за весь мир, которая не только нам разрешена, но к которой мы призваны, будучи христианами. Осенью 1945  руководство евангелической Церкви Германии в так называемом Штутгартском исповедании вины сформулировали следующее: «Мы признаем свою вину, что мы недостаточно последовательно и настойчиво молились». И вполне возможно, что и нам, нынешнему поколению следует признать, что мы пренебрегаем молитвой и тем самым отстраняемся от судьбы мира и не пытаемся изменить жизнь.

Наш сегодняшний текст называет 4 формы разговора в Богом: просьба, молитва, молитва за других и благодарение.

Просьба – это внутренний и наиболее интимный круг молитвы. В прошении я могу изложить Богу все, что меня заботит, и чего я боюсь, и опасаюсь, все мои намерения и все мои размышления. В псалмах – в собрании молитв библии, мы видим, насколько личностной может быть наша просьба, обращенная к Богу.  «Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, и призри на страдание мое и на изнеможение мое» (Пс.24, 17-18а). «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя». (Пс. 30,5) «Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою?» (Пс.73,11)

Люди в этих строках молятся в уповании, что они обращаются не к пустому месту, а в вере, что помощь Бога близка. В наших просьбах, обращенных к Богу нет необходимости Ему предлагать решения проблемы или того, какой результат мы хотели бы получить. Достаточно того, чтобы мы изложили Ему нашу нужду или пожаловались на беду, в уповании на то, что Он все обратит к лучшему.

На первом месте апостол упоминает молитву. Молитва – это несколько обобщенное понятие, которым можно обозначить всякий наш разговор с Богом. Но здесь в первую очередь понимается общая молитва на богослужении. Мы обращаемся к Богу, устанавливаем с Ним контакт и пытаемся убедиться в Его близости к нам. Молитва становится источником веры и ориентиром нашего поведения. Мы углубляемся в наши отношения с Богом, позволяем Его спасительной любви коснуться нас. В молитве я предаю себя воле Бога. Я укрепляюсь в Боге. Я стремлюсь и молю, чтобы Бог воздействовал на мою жизнь и чтобы я встретил в своей жизни Иисуса Христа и чтобы Дух Святой коснулся меня. Воздействовал на меня.

Таким образом, молитва направлена не на непосредственно изменение, а на обращение молящегося к Богу. В молитве мы вступаем во взаимоотношения с Иисусом Христом. Это дает нам ощущение того, что мы все суть дети Бога.

В молитве мы говорим с Богом, обретаем покой подле Него, находимся в атмосфере  святости и становимся частью сообщества святых. И тогда вся наша жизнь становится частью спасительной и исцеляющей истины Божьей. С удивлением я обнаруживаю для себя, кем является Бог для и, что Он для меня совершил. Дух Божий обретает местожительства в моей жизни.

Следующая форма молитвы – это молитва за других.

Молитва за других образует как бы купол, который выходит за пределы моих личных потребностей.

У каждого из нас есть родственник или друг, который болен. Часто мы чувствуем себя в таких ситуациях беспомощными и не знаем, что сказать или что сделать. Но тот, кто в  такой ситуации молится, тот более не является беспомощным.

Часто нам мы задаемся вопросом, что можно в той или иной ситуации сделать? Но тот, кто молится, тот имеет власть. Мартин Лютер утверждал, что «Ты должен действовать так, как будто от тебя все зависит, и ты должен молиться так, что только Бог может помочь в этой ситуации».

Автор послания к Тимофею пишет: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы… за царей и за всех начальствующих». В то время, когда были написаны эти строки, христиане находились под властью языческого кесаря, который сам себе  дал титул «Спасителя» или «Искупителя» и тем самым давал понять, что благополучие людей в его стране зависело только от него. И надо было иметь большое мужество сказать, что Спаситель родился в хлеву и был положен в кормушку для скота.

И в наше время есть люди, обличенные властью, которые считают, что они только знают рецепт спасения мира.

Но, именно  для такой ситуации и предназначены строки сегодняшнего текста проповеди. Нам следует молиться, чтобы все «достигли познания истины». В этом заключается та самая ответственность, которую несут христиане за судьбы мира. Мы должны молиться, чтобы все, кто сидит на ключевых позициях власти, «достигли познания истины».

«Познание истины» — в других текстах библии это обозначается понятием мудрость. И эту мудрость может дать только Господь Бог. В нашем глобализированном мире есть политические решения, которые не так уж и просты. Но при этом нам христианам следует быть осторожными и не стоит утверждать, что мы мол, лучше знаем. Мы можем быть только благодарными за медицинские открытия. Именно в исследованиях в области генетики возникает масса вопросов и, в первую очередь, происходит ли покушение на Божье подобие  человека или нет. И это наша обязанность в молитве просить о том, чтобы те, кто должен принимать решение, «достигли познания истины».

Так открывается для нас в молитве за других огромное поле деятельности. А если мы ежедневно слушаем и смотрим новости, то тут поле деятельности становится еще шире.

 

Еще одна из форм молитвы – это благодарение. Юноша пришел к схимнику и посетовал, что его молитвы не имеют успеха. Схимник ответил ему: «Видишь эту грязную корзину в моей хижине. Возьми ее и принеси воды из колодца». Юноша пошел за водой, но вся вода вытекала из корзины. Он возмутился, зачем ему заниматься этой пустой работой. В корзине не принесешь воды! На что схимник ответил: «Ты не принес воды, но корзина отмылась. Корзина стала чистой. Также обстоит дело и с молитвой. Даже, если ты считаешь, что твоя молитва не имеет результата, то она хотя бы очищает твою душу».

То, о чем говорил схимник, в особенности подходит для благодарения. Благодарность – это лекарство для души против сил разрушения. Мы в принципе отвыкли благодарить. Для нас многое в нашей жизни является само собой разумеющимся. И поскольку нам многое кажется таким естественным, то мы заменили благодарность жалобами.

Вы не наблюдали, сколько раз за день мы говорим: «Слава Богу»? Это просто форма речи или все-таки мы что-то подразумеваем под этими словами? Тот, кто благодарит Бога, тот отмывает себя от недовольства, ненависти, зависти. Когда мы благодарим Бога, мы оставляем наши желания и обращаемся к действительности.

Тот, кто перед лицом болезни молится, должен не забывать благодарить за все то лечение, которое он получает, за врачей и сестер.

Тот, кто ночью переворачивается в постели с бока на бок и от проблем не может уснуть, тот должен, в первую очередь начать с того, чтобы поблагодарить Бога за все хорошее, что он за прошедший день пережил, и что он воспринял как само собой разумеющееся.

Благодарность за мирную жизнь. Сегодня, когда мы празднуем 70 лет победы, это особенно актуально. За мирные 70 лет следует благодарить наше правительство, руководство нашей страны, хотя не всегда оно было миролюбивым, но, тем не менее, было сделано многое, чтобы этот мир сохранить. И в этом Господь помогал людям, на руководящих должностях, вести разумную и миролюбивую политику.

Еще раз: «Благодарность – это лекарство для души против сил разрушения». Слова песни 10: «Господа славь ты, Он дивно тебя так устроил. Он по сю пору тебя хранил и покоил. Он и в сей час наших молений возглас благоприят удостоил». Легко и красиво поется. Но кто начинает над этими словами задумываться, благодарственная молитва того может оказаться очень продолжительной.

«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». Давайте попробуем. Это может пойти нам на пользу.

Но такая молитва не может заменить действия. Дело или поступок ничем не возможно заменить.

Аминь.

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь

Ольга Темирбулатова, пропст