31 июля 2016 года — великий российский праздник — День военно-морского флота России. В этом году совпадают две памятные даты: 320 лет со дня основания флота в России и 160 лет со дня первой обороны Севастополя.
Эдуард Иванович Тотлебен — великий военный инженер XIX века, российский немец, наш единоверец-лютеранин, связавший свою судьбу с военно-морским флотом России, сослуживец В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина, современник Александра II и К.К.Грота — основателя нашей общины.
В современной истории в различных книгах и очерках имя Э.И.Тотлебена обычно связывают с историей Крымской войны 1854-1855 гг., в которой Россия противостояла турецким и англо-французским союзникам в борьбе за Крым и г. Севастополь. В различных источниках, особенно советского времени, в героической эпопее первой обороны Севастополя, которая продолжалась 349 дней, роль первых и главных руководителей обороны отдаётся адмиралам В.А.Корнилову, П.С.Нахимову, В.И.Истомину. Их подвиг и заслуги неоспоримы: они сделали всё возможное и невозможное для защиты отечества ценою своих жизней на боевом поприще. Но в этом ряду великих патриотов иногда скромно и без особых комментариев, как бы в тени, появляется имя Тотлебен Э.И., начальник инженеров севастопольского гарнизона. И всё. Но вот находим и читаем слова Ф.Энгельса (Сочинения, изд. 2-е, том 11, стр.619): «Новые оборонительные сооружения, воздвигнутые под носом у противника, явились несмываемым позором для англичан и французов: вместо активного наступления союзники были вынуждены перейти к обороне». «Искусная оборона, — пишут другие авторы. — Стойкость и самоотверженность защитников сорвали планы англо-французского командования». Занять город к зиме противнику не удалось. Эту «искусную оборону» в неимоверно короткий срок, можно сказать сходу, спланировать и воплотить в практическом исполнении мог только гениально талантливый военный инженер. Этим инженером был Эдуард Иванович Тотлебен.
Эдуард Иванович Тотлебен (08.05.1818 – 19.06.1884) – российский немец, лютеранин, инженер-генерал, военный инженер, государственный деятель, граф, происходил из старинного немецкого дворянства, выходцы из которого переселились в Россию в XVIII веке в Россию. Он родился в г. Митаве, неподалёку от Риги, затем семья переехала в Ригу.
В Риге мальчик увлекался изучением крепостных укреплений, и летом за городом, на даче отца, с друзьями строил редуты по правилам инженерного искусства. Заметив наклонности сына, отец в 1832 году отвёз его в Санкт-Петербург, где юноша поступил в инженерное училище. Э.И. Тотлебен хорошо учился и в 1836 году успешно закончил училище. Инженерную практику он получил в Рижской инженерной команде, затем — в гренадерском сапёрном батальоне в г.Динабурге, а с 1840 года он служил поручиком в учебном сапёрном батальоне близ Санкт-Петербурга. Там инженерные способности Эдуарда Тотлебена заметил известный военный инженер, генерал-адъютант К.Шильдер, который стал поручать ему различные сложные задания.
Одним из таких заданий стала разработка трубной контрминной системы для борьбы с подземным минными галереями противника. За свои опасные, но необходимые опыты молодой инженер был удостоен первых наград – ордена Св. Станислава 3-й степени и ордена Св.Анны 3-й степени. В 1848-1849 гг. он служил на Кавказе. За активное участие во взятии опорных пунктов горцев Эдуард Тотлебен был награждён орденом Св.Владимира 2-й степени и произведён в звание капитана.
По возвращении с Кавказа Э.И.Тотлебен служил адьютантом у К.Шильдера, ставшего начальником инженеров в Варшаве, а в 1851 году перешёл в гвардейские инженеры и переехал в Санкт-Петербург, где стал начальником инженеров Гвардейского и Гренадерского корпусов. В январе 1854 года, когда началась Балканская война, он был направлен в главную квартиру Дунайской армии и стал самым деятельным помощником К.Шильдера в инженерном обеспечении переправы русских корпусов князя М.Д.Горчакова через Дунай. В период занятия придунайских княжеств Тотлебен под огнём противника совершил ряд блестящих рекогносцировок, ему принадлежал план атаки укреплений Калафата. После ранения К.Шильдера он возглавил проведение осадных работ под Силистрией. 7 июня 1854 года он взорвал весь фронт перед укреплениями этого города. В августе 1854 года князь М.Д.Горчаков направил своего лучшего инженера в помощь крымской армии А.С.Меньшикова, рекомендуя его как «деятельного, разумного, храброго человека, испытанного в боевой обстановке».
Назначенный начальником инженеров севастопольского гарнизона, полковник Э.И.Тотлебен прибыл в Севастополь. Он внимательно изучил укрепления города с моря, признав их удовлетворительными, но с суши он признал их не основательными. К тому времени войска противника двинулись в обход Северной бухты к Севастополю. Э.И.Тотлебен возглавил работы по строительству сухопутных укреплений, и они велись круглосуточно. Строили их не только солдаты гарнизона и моряки – все жители города, в том числе женщины и дети, понимая, что от надёжных укреплений будет зависеть жизнь каждого. Все инженерные решения Тотлебена были поддержаны адмиралом Корниловым, который в то время был военным комендантом города. За короткий срок была воздвигнута оборонительная линия, состоявшая из восьми бастионов, расположенных на естественных высотах и соединённых между собой оборонительными стенами. По всей линии обороны разместили батареи. На вновь оборудованных батареях и бастионах было установлено более 340 орудий, которые были сняты с затопленных кораблей. Такой метод строительства укреплений резко отличался от традиционно принятых в инженерном искусстве того времени и давал большие преимущества оборонявшимся.
В сентябре 1854 года, после отражения первого штурма, Э.И.Тотлебен был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени. В марте 1855 года он был произведён в чин генерал-майора, а в апреле 1855 года, после отражения второго штурма, имя Эдуарда Тотлебена было занесено на мраморную доску инженерного училища в Санкт-Петербурге.
Из-за новых неудач русской крымской армии, которой командовал князь М.Д.Горчаков, сменивший А.С. Меньшикова, Севастополь был обречён. В то время как силы осаждавших непрерывно росли, ряды защитников города таяли. Погибли Корнилов, Нахимов, Истомин. 8 июня 1855 года Тотлебен был ранен в ногу, но, покинув боевые позиции, он ещё два месяца находился в Севастополе. Его физические и моральные силы были на исходе. После падения Малахова кургана и начала эвакуации Тотлебен выехал в Симферополь. Остатки севастопольской армии по наплавному мосту, спроектированному Тотлебеном, перешли с Южной стороны на Северную. Так закончилась 349-дневная героическая оборона Севастополя, измотавшая противника настолько, что, несмотря на кажущийся успех, союзники не смогли более продолжать активные боевые действия. 18 марта 1856 года был заключен Парижский мирный договор.
Э.И.Тотлебен, произведённый в генерал-адьютанты, был командирован в г.Николаев для организации работ по улучшению его оборонительного состояния. Там он провёл около двух месяцев, подготовив план усиления обороны города. Объяснительная записка Тотлебена по вопросу об укреплении г.Николаева представляет одну из самых ценных его научных работ. Идеи, высказанные им здесь под свежим впечатлением пережитых боевых опытов, открывают новую эру в фортификационном искусстве. По возвращении в Санкт-Петербург Тотлебен руководил строительством новых укреплений Кронштадта, после чего в течение двух лет занимался изучением крепостей Германии, Франции, Бельгии, Голландии.
В 1858 году Э.И.Тотлебен был назначен директором инженерного департамента Военного министерства. При активной поддержке императора Александра II и военного министра Д.А.Милютина Тотлебен реорганизовал инженерное дело с учётом нарезного оружия, осуществил перевооружение всех крепостей России от Прибалтики до Чёрного моря.
С началом балканской войны с Турцией (1877-1878 г.г.) Э.И.Тотлебен стал начальником отряда под Плевной, апреля 1878 по январь 1879 года руководил действующей армией. По завершении войны он проводил переговоры по подписанию мира, затем организовал возвращение войск в Россию, эвакуацию раненых и больных. За заслуги в войне он был награждён орденами Св.Георгия 2-й степени и Св. Андрея Первозванного (высшая награда в Российской империи).
В 1879 году Э.И.Тотлебен стал членом Государственного совета, генерал-губернатором Одессы и командующим войсками Одесского военного округа. В 1880 году был назначен виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором и командующим войсками Виленского военного округа. По случаю 25-летия со дня первого бомбардирования Севастополя Э.И.Тотлебен был возведён в графское достоинство. Участие Тотлебена в Восточной войне 1878-1879 гг. представлено в Плевенской панораме в Болгарии, его именем было названо село в Плевенской области, а также улицы и учреждения по всей Болгарии.
В 1882 году Э.И.Тотлебен выехал за границу для лечения. Но его недомогание усилилось, и 19 июня 1884 года он умер в немецком городке Баден-Баден, близ Франкфурта-на-Майне. Тотлебен был временно похоронен в часовне-мавзолее на лютеранском кладбище около местной кирхи. Позднее он был перезахоронен на Братском кладбище на Северной стороне г.Севастополя, рядом с храмом Святого Николая.
На историческом бульваре Севастополя, в начале спуска с холма, где находился в оборону 1854-1855 гг. прославленный 4-й бастион, стоит памятник Эдуарду Ивановичу Тотлебену, на котором выбита надпись:
«Генерал-адъютант, граф Э.И. Тотлебен. В воздаяние примерных трудов по возведению Севастопольских укреплений, составляющих образец инженерного искусства и в награду за блистательную храбрость при отражении штурма».
Памятник ваял скульптор И.Шредер по рисункам художника А.Бильдеринга. Его официальное открытие состоялось в 1909 году. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. памятник очень пострадал: снарядом отбило голову основной фигуры, остальные посекло осколками. Реставрировал памятник скульптор Л.М.Писаревский в 1945 году.
Имена великих сынов России Корнилова В.А., Нахимова П.С., Истомина В.И., Тотлебена Э.И., стоящих в одном ряду, являются примером потомкам в служении отчизне и выполнении офицерского долга и в День Военно-Морского флота России им поётся вечная память и слава!
Парадный Севастополь
Как всегда, в конце июля –
Вечерних «зорей» хоровод…
Корабли как бы заснули,
Жду команду «на малый ход»
Всё затихло притворно будто,
В ожиданьи торжества,
Чтоб затем парадным утром
Быть в акватории порта.
В разноцветьи – мачты, клоты,
Строй матросов – белизна,
И командующий флотом
На белой яхте, как всегда…
А на пристани на Графской
Замер праздничный народ:
Все по-флотски, все по-братски
Свой родной встречают флот.
Посмотри на детвору:
Вот — Истомин, вот – Корнилов,
Вот – Тотлебен, вот – Горчаков,
Вот любимец всех – Нахимов,
Гордость русских моряков.
Посмотри на ветеранов:
Орденов не сосчитать.
Отражаясь в бухте славной,
Засеребрили моря гладь.
Сей парадный ритуал –
Торжества святую нить,
Пётр Первый завещал
Нам беречь и нам хранить!
Каждый год в конце июля,
Надев праздничный наряд,
Идёт эскадра в Севастополь
На торжественный парад!
Андрей Дубицкий, проповедник ЕЛЦ Св. Георга г. Самары
Стихи собственного сочинения