Семинар «Традиционное протестантское богословие через призму духовных песнопений»

10-12 января нового, 2025 года в Ульяновской Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии прошел семинар «Традиционное протестантское богословие через призму духовных песнопений», лектором которого выступил доктор теологии, ректор семинарии Евангелическо–лютеранской церкви России Антон Тихомиров. В семинаре приняла участие делегация из Самарской общины Св. Георга.
В ходе лекций и дискуссий определили значение песнопений от ранних христиан до современности, особенности христианских песнопений в разных конфессиях и разных странах мира: Германии, Англии, Америки, Скандинавских странах, России и даже Израиля.
Песнопения для верующих несут в себе особые смыслы, в Ветхом завете можно отметить Песнь песней Соломона и псалмы, а для первых христиан песня, как средство передачи Евангелия, возможно, имела даже большее значение, чем проповедь. Древнехристианские песнопения присутствуют и в Новом Завете.
Важное значение имела песня и для Реформации. В отличие от Кальвина и Цвингле, которые категорически выступали против церковных песнопений, Мартин Лютер придавал песне и музыке в церкви вообще, очень большую роль.
Песню «Ein feste Burg ist unser Gott» (Град крепкий Бог наш и оплот) называют гимном Лютера, Евангельским гимном или гимном Реформации. Возможно, что Реформация победила благодаря музыке и церковному пению, т.к. люди собирались вместе и пели духовные песни нового времени.
Интересные факты о некоторых песнях, которые мы все знаем и поем:
— «Господа славь ты мой дух» ст. Joachim Neander — самая популярная христианская песня, первая по количеству исполнений в мире среди христианских гимнов.
— «О благодать спасен Тобой» ст. Джон Ньютон-  гимн, всемирно известный под своим английским названием «Amazing Grace» (изумительная благодать), второй по популярности, является официальным гимном христианизированных индейцев чероки в Америке.
— «Возьми же мои руки». Текст песни – стих из сборника «Ландыши», написанный поэтессой и поклонницей пиетизма Юлией Хаусманн. Этот хорал был хитом XIX начала XX века и получил определение у церковников как «образец церковной пошлости», которое, при углублении в суть, конечно, таковым не является. Юлия была болезненной, страдала социопатией и часто в бессонные ночи обращалась к Господу.
За два дня семинара мы узнали еще очень много интересной и познавательной информации, большое спасибо Антону Тихомирову и всем участникам!